Дети и подростки в России осваивают информационное пространство наравне со взрослыми: прирост детско-подростковой аудитории интернета происходит активнее, чем прирост взрослой аудитории.
На протяжении последнего десятилетия интернет-аудитория в России постоянно возрастает. Если в 2006 г. только 5% взрослых пользователей ежедневно выходили в Сеть, то в 2016 г. уже 53% пользовались интернетом каждый день1. В 2006 г. интернетом пользовался каждый пятый из опрошенных родителей, у которых есть ребёнок в возрасте от 7 до 17 лет (21%)2, спустя три года Сетью пользовались уже три четверти подростков (75,5%)3, в 2013 г. подростков, не пользующихся интернетом, не было обнаружено4.
Исследования последних лет показывают, что уже не наблюдается гендерных перекосов в освоении компьютера и интернета, которые были зафиксированы в конце 1990-х–начале 2000-х.
В 2005 г. юношей, использующих компьютер, насчитывалось 53,4%, девушек — 46,3%. К 2012 г. ситуация изменилась на диаметрально противоположную — девушки начали незначительно опережать юношей в использовании интернета: 95,3% против 91,0%5.
Личный компьютер или ноутбук для выхода в интернет предпочитает большинство подростков (63%), общим домашним компьютером пользуются 39%, только лишь 5% пользуется общественным компьютером по месту учёбы, в интернет-кафе или библиотеке6.
В течение последних лет наблюдается тенденция к снижению возраста вхождения в интернет7: в 2009 г. в России лишь 1% детей в возрасте от 0 до 3 лет самостоятельно пользовался интернетом, ещё 14% детей данного возраста выходили в интернет под присмотром взрослых8. В 2013 г. 42% детей 2–3-х лет выходили в интернет (с участием взрослых)9. Важно отметить, что уже в возрасте 3–4-х лет современные дети, как правило, свободно ориентируются в компьютерном игровом пространстве, развивающих и обучающих программах, рассчитанных на данный возраст10. Данных же о поведении в интернете младших школьников нет.
По разным данным от 89% до 93,1% подростков выходят в интернет каждый день или почти каждый день. Один-два раза в неделю и месяц пользуются им менее 10%. Каждый восьмой подросток проводит в интернете более 5 часов в день в будни, в выходные — каждый четвёртый. Интернет является главным источником информации для подростковой аудитории; 76% подростков ищут в нём различную интересную им информацию11. Социальные сети также являются значимой частью жизни подростков, их использование постоянно возрастает — 78% российских школьников пользовались социальными сетями в 2010 г.12, в 2013 г. — 92%13. Проведённый анализ существующих исследований позволил установить, что типичный представитель подростковой аудитории Рунета — это девочка 12–14 лет, выходящая в интернет преимущественно из дома и проводящая в Сети от 3 до 8 часов в день в будни и от 5 до 12 часов в выходные дни14.
Александра Юрьевна Губанова, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат социологических наук
1 Пресс-выпуск №3084. Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети [Электронный ресурс] / Официальный сайт «Всероссийского центра изучения общественного мнения». — Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657
2 Дети и подростки — пользователи интернета [Электронный ресурс] / Официальный сайт «База данных ФОМ». — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/dd065027
3 Галицкий, Е. Подростки и Интернет [Электронный ресурс] / Официальный сайт «База данных ФОМ». — Режим доступа: http://bd.fom.ru/pdf/podinte0801.pdf
4 Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. — М: Фонд Развития Интернет, 2013. — С. 28.
5 Цымбаленко С. Б. Результаты социологического исследования «Влияние интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства». [Электронный ресурс] / С. Б. Цымбаленко и др. — М., 2012. — Режим доступа: http://www.oprf.ru/files/dok2012/internet_deti26122012.doc
6 Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. — М: Фонд Развития Интернет, 2013. — С. 33–34.
7 Солдатова, Г. Новые образовательные и воспитательные технологии. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста / Г. Солдатова, В. Шляпников // Нижегородское образование. — 2015. — №3. — С. 79.
8 Байдин В. В. Дети до 14 лет в Интернете: результаты онлайн-опроса [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. — 2009. — Вып. 1. — С. 32.
9 Печерская, Э. П. Первые шаги детей в Интернете / Э. П. Печерская и др. // Социологические исследования. — 2014. — № 12. — С. 75.
10 Собкин, В. С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII. Вып. XXIX. / В. С. Собкин, К. Н. Скобельцина,
А. И. Иванова, Е. С. Верясова. — М. : Институт социологии образования РАО, 2013. — С.105.
11 Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. — М: Фонд Развития Интернет, 2013. — С. 35.
12 Солдатова, Г. В., Зотова, Е. Ю. Зона риска. Российские и европейские школьники: проблема онлайн-социализации [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. — №7. — 2011. — С. 46–55. — Режим доступа: http://detionline.com/assets/files/journal/7/12research_7.pdf
13 Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. — М: Фонд Развития Интернет, 2013. — С. 38.
14 Там же.

