Развитие информационных технологий предоставляет справочным отделам библиотек широкие возможности для осуществления дистанционного справочно-библиографического обслуживания пользователей.
В принципе, библиотеки всегда работали с читателями, находящимися за пределами данной библиотеки, в частности с помощью системы Межбиблиотечного обслуживания, однако появление виртуального обслуживания значительно упрощает общение сотрудников библиотек с потенциальными пользователями.
Дистанционное обслуживание имеет неоспоримое преимущество перед обслуживанием традиционным, так как пользователи, независимо от места их проживания имеют равные возможности в удовлетворении своих информационных потребностей. Единственное условие — возможность выхода в интернет.
Осуществляется дистанционное библиографическое обслуживание с помощью виртуальных справочных служб. ВСС могут использовать различные коммуникационные технологии. Справочная служба НБ РК работает с пользователями с помощью электронной почты.
Виртуальная служба НБ РК, получившая название «Скорая библиографическая помощь» (СБП), начала свою деятельность в марте 2009 г. (http://library.karelia.ru/chitatelyam/Skoraja_bibliograficheskaja_pomosch/).
СБП НБ РК строится на тех же принципах и выполняет практически тот же набор услуг, что и все виртуальные службы. Из дополнительных услуг сервиса можно назвать следующие: проверка наличия диссертаций по заявленной теме, консультации по работе с электронными ресурсами НБ РК, уточнение наличия конкретных книг или статей в электронном виде с возможностью пересылки их пользователю.
Для того чтобы задать свой вопрос, обращающийся в ВСС должен обязательно стать читателем НБ РК, иначе войти в сервис у него не получится, так как в качестве паролей доступа в СПБ являются фамилия потенциального читателя и номер его читательского билета. Для этого не обязательно приходить в библиотеку, можно зарегистрироваться как виртуальный пользователь на страничке сервиса и получить виртуальный читательский билет. Ответ пользователь, как правило, получает в течение текущего дня. В связи с увеличением числа тематических запросов и их усложнением сроки подбора информации по темам несколько иные. В правилах работы сервиса оговорено, что сроки выполнения могут быть увеличены до трёх дней.
Информация, высылаемая пользователю, носит комбинированный характер, то есть читателю может быть предложен и библиографический список литературы как таковой, и некоторое количество текстов в электронном виде, и ссылки на электронные адреса подходящих источников в сети интернет или адреса бесплатных электронных библиотек. Обычно количество источников не превышает 10–12 названий.
Галина Ивановна Волкова, ведущий библиограф Информационно-справочного отдела Национальной библиотеки Республики Карелия

