Квест-выставка в детской библиотеке. Из опыта работы детской библиотеки №8 им. Н. Островского

Различные по тематике, степени сложности и вовлечённости, продолжительности и возрастному критерию, квест-выставки неизменно пользуются популярностью среди детей и подростков.
Мишель де Монтень заметил, что для детей игры — вовсе не игры, но самое значительное и глубокомысленное занятие, возможное в этом возрасте.
Яркая, нестандартная квест-выставка-игра не просто привлекает внимание к представленным изданиям, но и активизирует познавательную деятельность, вызывает всплеск эмоций и желание взять книгу. Она не предлагает детям готовых формул, а обогащает образами, картинами, поступками и событиями, между которыми прослеживаются связующие нити. Она не даёт готовых ответов на задания, не отягощает мёртвым грузом фактов, а обучает приёмам и способам, которые помогают их постичь. Основная цель — заинтересовать книгой, научить работать с ней.
Подготовка, оформление и проведение таких выставок требует немалых временных затрат, однако и обеспечивает максимальную отдачу. Технологический подход остаётся таким же, как в традиционной выставочной работе: выбор темы, определение целевого и читательского назначения, отбор документов, разработка структуры, определение заголовка, подбор цитат, иллюстраций, предметов, размещение рекламы и анализ эффективности. Разрабатываем структуру, мы определяем маршрут, составляем карту путешественника, библиографический список представленных на выставке документов. Помимо книжных изданий и периодики, представляем соответствующий иллюстративный материал и аксессуары — картины и репродукции картин, иллюстрации и фотографии, природный материал, предметы и вещи, помогающие создать образ эпохи или персонажа. Продумываем смысловые, предметные, декоративные, художественные и конструктивные элементы. Морские и сухопутные карты сокровищ, маршруты вымышленной страны или городских лабиринтов, конверты с таинственными артефактами — всё это интригует, увлекает, втягивает в игру.
Когда ребёнок начинает ставить вопрос, это значит, его ум заработал, и мы даём ему пищу для дальнейшей работы. Если задание увлекает, книга или тема остаются в памяти надолго.
Но ведь ребёнок быстро растёт. Возвращаясь к пройденному маршруту и полюбившейся книге, он смотрит на неё уже с иной, более высокой позиции.
А это значит, что квест-выставки надо, как детские стихи, писать «на вырост». Как в сказке есть второй смысл, не всегда понятный детям, так и в маршруте выставки должен присутствовать подтекст. Задуманный цикл выставок или сюжет должны усложняться, чтобы ребёнок, возвращаясь к тексту, сюжету или персонажу, каждый раз понимал авторский замысел глубже, по-новому. Кроме того, квест должен быть составлен таким образом, чтобы его было интересно проходить даже в одиночку.
Выставка учит ребёнка двум сложнейшим вещам — управлять и делать выбор. В ходе путешествия с картой или иным атрибутом квест-выставки у ребёнка должно сформироваться чёткое убеждение: он хочет пройти путь исследователя до конца, выполнить все задания (этапы) и выбрать для себя наиболее понравившуюся книгу.

Наталья Анатольевна Цухт, заведующая детской библиотекой №8 им. Н. Островского, МБУК «ЦБС» (Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система»), г. Каменск-Уральский