О подвигах учителей на полях сражений рассказывает Президентская библиотека
«1 сентября 1941 года. В прежние годы этот день был началом учебного года. Я должен был сесть за парту в 9 классе. Но война всё изменила: в классах спят партизаны, а учащиеся роют противотанковые рвы. Начнутся ли занятия 10-го? Не думаю, слишком близок фронт. А учиться хочется!», — писал в своём дневнике ленинградский школьник Игорь Малахов.
Занятия, хотя и с опозданием, начались. Начались они и в следующем 1942 г., несмотря на то, что детей в блокадном городе оставалось всё меньше, а многие школы были разбомблены или закрыты. Ученики 208-й школы Куйбышевского района, например, встретили новый учебный год «в большой и уютной квартире жилого дома на набережной Мойки. Комнаты-классы тщательно прибраны, вымыты… всё это сделано руками самих учителей и школьников», — сообщалось в номере «Учительской газеты» от 3 сентября 1942 г., представленном на портале Президентской библиотеки.
Жилые дома, подвалы, бомбоубежища, катакомбы, землянки — где только ни размещались школы во время Великой Отечественной войны. При первой возможности, как писал тот же номер «Учительской газеты», «в освобождённых от фашистских оккупантов советских районах учителя и школьники своими руками заделывали бреши в стенах школы, пробитых снарядами. Они вычищали классы, превращённые немецкими солдатами в конюшни, любовно собирали и склеивали книги, разорванные и растоптанные гитлеровскими варварами. Но вот пришёл срок — и в классах снова торжественная тишина; учитель ведёт урок, рассказывая детям о родине, её необъятных просторах и богатствах, о героической борьбе народа против ненавистных фашистских захватчиков…»
Военная тема присутствовала во всех школьных уроках. Дети писали сочинения на тему «Чем я помог фронту?», решали задачи, подсчитывая количество танков и самолётов, изучали физику на примерах работы двигателей военной техники.
27 августа 1942 г. в «Учительской газете» было опубликовано письмо на фронт бойцам-односельчанам от педагогов Федякинской школы Рязанской области. Письмо заканчивалось такими словами: «Остановите врага! Очистите от него нашу землю. А о семьях своих знайте: всем поможем, чем нужно, вашим матерям, жёнам и сёстрам, воспитаем, как того требует родина, ваших детей». Уже со следующего номера «Учительская газета» начинает вести рубрику о «почине федякинцев в действии». «Не оставим детей без присмотра, поможем семьям фронтовиков. Согреем сирот заботой!» — призывает газета.