Анну Катарину Грин порой называют «матерью детективной прозы», однако сегодня мало кто вспоминает об этом авторе, столь много сделавшей для становления жанра.
Во всех серьёзных исследованиях детективного жанра пишут о том, что само слово «детектив» (detective), столь прочно укоренившееся для обозначения криминального расследования в литературе, впервые было использовано не Эдгаром По, который, как известно свои новеллы о расследованиях преступлений определял как «рациоцинации», а забытой ныне Анной Катариной Грин (1846–1935), которую порой называют «матерью детективной прозы»1. Её имя и творческое наследие (тридцать четыре романа, три сборника рассказов, поэзия, драма), достойно изучения, во всяком случае, в его детективной ипостаси, по целому ряду причин. Во-первых, для того, чтобы определить место столь знаковой фигуры в истории детектива. Во-вторых, чтобы разобраться в причинах феноменального успеха, выпавшего на её долю в конце девятнадцатого века («Дело Ливенвортов» стало первым национальным бестселлером, распроданным в количестве 750 000 экземпляров за пятнадцать лет, а к концу жизни писательницы эта цифра достигла миллиона экземпляров2), — и безнадёжно угасшего в двадцатом, когда её имя было вытеснено именами её последователей и последовательниц. В-третьих, литературная судьба А. К. Грин представляет значительный интерес в общем контексте резко возросшей активности и популярности женщин-писательниц в литературе США второй половины XIX века — авторов бестселлеров, отважно и удачно конкурировавших в борьбе за читательский успех с серьёзными писателями «первого ряда».

Для характеристики общей ситуации на литературном рынке США небезынтересно будет вспомнить, как Натаниэль Готорн в письме своему издателю в середине 1850-х годов сетовал на поразительную плодовитость своих коллег слабого пола — «damned mob of scribbling women» («треклятой орды писак в юбках»)3, а начинающий литературный критик Генри Джеймс в рецензии на «сенсационные романы» чрезвычайно популярной тогда Мэри Элизабет Брэддон (одной из предшественниц А. К. Грин) отмечал, что та явно эксплуатирует успех Уилки Коллинза, открывшего своей «Женщиной в белом» жанр «романа домашних тайн» (the novel of domestic mystery), где ужасное и таинственное «в наш прозаический век» переместилось из таинственных замков в Апеннинах в «приветливые сельские усадьбы и многоквартирные дома Лондона». Однако если романы У. Коллинза близки к научным сочинениям и представляют собой сложную и скрупулёзно разработанную конструкцию, для создания которой требовались и предварительные размышления и записные книжки, то в книгах своей популярной соотечественницы Джеймс, по всей видимости, не находил следов подобной подготовительной работы и относил её успех за счёт умения удовлетворить тягу невзыскательной публики к неожиданному, исключительному, сенсационному: «Двоежёнство, убийства и поджоги явно выходят за рамки обыденного. Мисс Брэддон рассыпает подобные коллизии щедрой рукой и тем завоёвывает внимание своих читателей»4.
Ольга Юрьевна Анцыферова, доктор филологических наук, профессор кафедры англоязычной культуры и литературы гуманитарного факультета Естественно-гуманитарного университета в г. Седльце (Польша)
1 Maida P. D. Mother of Detective Fiction. The Life and Works of Anna Katherine Green. Bowling Green (Ohio): Bowling Green State Univ. Popular Press, 1989. 113 p.; Mallory M. The Mother of American Mystery: Anna Katharine Green // Mystery Scene. — 2006. — # 94. http://mysteryscenemag.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1867:the-mother-of-american-mystery-anna-katharine-green&catid=20:articles&Itemid=191
2 Anna Katharine Green [Obituary] // Publishers Weekly. — №127. 20 April 1935. — P. 1599.
3 Цит. по: Mott F. L. Golden Multitudes: The Story of Bestsellers in the United States. — New York: McMillan, 1947. — 358p.
4 James H. Mary Elizabeth Braddon // James H. Literary Criticism. Essays on Literature. American Writers. English Writers. — The Library of America, 1984. — P. 741–746.

