Современный темп инновационного, технологического и информационно-коммуникационного развития, особенности информационно-библиотечных фондов научно-образовательного содержания ИРЦ, требуют применения новых, прогрессивных методов привлечения читателей.
Сегодня почти у 90% современных читателей имеются телефоны последних моделей, планшеты, электронные книги и нотбуки с доступом в интернет, всё труднее привлечь читателей в информационно-библиотечные и информационно-ресурсные центры. Для того чтобы читатель предпочёл удалённому доступу посещение центра, создаются все условия (просторные комфортные залы, техническое оснащение) и применяются современные, хорошо работающие методы, рекламирующие книги, в частности буктрейлер, виртуальная выставка, флешмоб, либмоб.
Буктрейлер (англ. booktreiler) — короткий видеоролик, привлекающий внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, его продолжительность не превышает 3 минут1. Первый буктрейлер — к роману Джона Фарриса — был создан в 1986 году.
В России же они появились только в 2010-м. Учреждено несколько специальных премий. Наиболее известные зарубежные награды: MobyAwards; Book Video (учреждена лондонским книжным магазином Foyles), Trailee (вручается американским изданием для детских библиотекарей School library Journal), Booktrailers Online Awards (первая премия буктрейлеров в Италии) Всероссийский конкурс буктрейлеров2. В Узбекистане созданием буктрейлеров занимается Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои, премий пока не существует.
Задача привлечения читателей в ИРЦ усложняется тем, что это универсальное, информационно-библиотечное учреждение, созданное при государственном образовательном учреждении. Его фонд формируется по нескольким смежным отраслям знаний в соответствии с профилем образовательного учреждения и призван удовлетворять потребности преподавателей и студентов. Профессорско-преподавательский состав, а это примерно 20% читателей, интересуется в основном новыми научными журналами, газетами, законами и постановлениями, учебниками и учебными пособиями. Студенты (80% читателей ИРЦ) запрашивают учебники и учебные пособия. Соответственно, буктрейлеры должны создаваться именно на такие издания.
Задача эта, однако, для обычного библиотекаря далеко не так проста, как может показаться. Во-первых, необходимо выделить основную тему учебника или учебного пособия — а ведь библиотекарь не является специалистом в той области, которому учебник посвящён, например, механике. Во-вторых, при создании буктрейлера используется целый ряд программ (Windows Movier Maker; Adobe Phtoshop CS3 — для редактирования изображений; Freemake Audio Converter — для конвертации звука из формата МП3 в формат WMA). Не каждый библиотекарь свободно ими владеет. В-третьих, требуется время, с которым у библиотекарей и так напряжённо. Как же быть?
Эльнара Аметовна Алиева, заведующая отделом Информационно-ресурсного центра Наманганского Инженерно-технологического института, Республика Узбекистан
1 Черняк М. А. Буктрейлер // Массовая литература в понятиях и терминах. — Наука, Флинта, 2015. — С. 26–27. — 250 с.

