Сообща размышляем о будущем библиотек. В целях устойчивого развития

Форсайт-сессия «Формируя будущее библиотек» с участием нового Президента ИФЛА Глории Перес-Сальмерон собрала в Библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ) ведущих специалистов из многих регионов России. Эту апрельскую встречу можно охарактеризовать как важное событие нашей профессиональной жизни.
Такого рода мероприятия стали традицией. Предыду­щую — первую — встречу ВГБИЛ провела в прошлом году, и её гостем была предшественница Глории на высоком посту — американка Донна Шидер.
Какое будущее видится сегодня главному библиотечному эксперту мира и как оно соотносится с представлениями отечественных профессионалов?
Тональность дискуссии задал в своём выступлении директор ВГБИЛ — В. Дуда. Чтобы библиотеки смогли внести свой вклад в устойчивое развитие современной цивилизации — а именно такую задачу поставила ООН в своей программе, рассчитанной до 2030 года, необходимо развивать её не как досуговую структуру, но интеллектуальный центр различных сообществ. Эта же положение прозвучало в выступлениях других докладчиков: особенно чётко и ярко сформулированное директором Санкт-Петербургской ЦГБ им. Маяковского — З. В. Чаловой. По её мнению, мнению опытнейшего библиотекаря и организатора, найти баланс между информационно-коммуникативной и культурно-досуговой деятельностью не всегда бывает просто. Но важно, чтобы обе стороны нашей работы осуществлялись в контексте продвижения книги и чтения: только тогда библиотека сможет реализовывать своё просветительское, гуманистическое начало.
Оживление в зале вызвал провокативный, но принципиально значимый вопрос, заданный Л. Н. Зайцевой (РГБ) высокой гостье: «Зачем люди ходят в библиотеку?» Отвечая на него, Глория привела ряд примеров из практики библиотек разных стран, включая свой собственный опыт работы в Барселоне. Она сделала акцент на социальных функциях библиотеки, прежде всего публичной, не ограничивающейся традиционными ролями. Будучи социально-культурным институтом, мы должны использовать разные способы быть нужными населению. Перес-Сальмерон припомнила случай, когда жителям одного из районов Барселоны, временно лишившимся горячей воды, библиотека предоставила возможность воспользоваться своими душевыми кабинами. Это обстоятельство не превратило её в душевую, но закрепило доверие местного сообщества к людям, способным помочь в трудную минуту.
В необычности другого приведённого Глорией примера — одной из копенгагенских библиотек, я имела возможность убедиться сама во время пребывания в Дании. На рабочей окраине, в не самом социально благополучном районе датской столицы был выстроен многоэтажный культурный центр со множеством функций: мастерскими, студиями, кружками, кафе, где веселилась кампания немолодых людей… Но на большой вывеске центра можно было прочитать название: «Библиотека». «Почему? — спросила я коллегу. — Ведь библиотека занимает у вас один (или два, уже точно не помню) этаж?» В ответ услышала: «Таким образом, мы даём людям понять, что центром культуры, несмотря на готовность выполнять бытовые, повседневные запросы, является Книга и её хранитель — Библиотека».
Приведённые Глорией примеры, безусловно, не могут быть воспроизведены в иных ситуациях, но зато хорошо показывают, что в современных условиях библиотекам нужно отказаться от профессионального снобизма: чтобы укрепить доверие населения, помимо выполнения традиционных задач, следует ориентироваться на социальные эффекты прямого действия. Не случайно в Год волонтёра (им объявлен 2018 г.) библиотеки особенно активно используют различные практики привлечения к работе посетителей-энтузиастов, расширяя свои контакты с детскими домами, домами престарелых, тюрьмами, всевозможными благотворительными фондами, работающими в помощь «особенным» детям и взрослым. Помогают инвалидам — не только в организации чтения, но и по возможности в трудных бытовых ситуациях.
Президент ИФЛА рассказала, что возглавляемая ею организация в 2014-м году начала разрабатывать новую концепцию, в которой значительное место отведено повышению доступности информации. Конечно, в первую очередь речь идёт об освоении новых информационно-коммуникационных технологий. Об их развитии и проекте “TechnoScience” в одной из небольших столичных библиотек, об облачных технологиях, присутствующим рассказал Ю. Чёрный (ИНИОН). В пандан этому выступлению Глория подчеркнула, что отставание в этой области грозит библиотекам огромными, скажем так, смертельными рисками и сообщила присутствующим о новом проекте ИФЛА, нацеленном на развитие виртуальных услуг.

Слава Григорьевна Матлина, ответственный редактор журнала «Библиотечное Дело», кандидат педагогических наук, Москва