В 2017 г. Кировской областной библиотеке для детей и юношества им. А. С. Грина исполнилось 60 лет. Но её история началась значительно раньше — с организации в 1938 г. детского отдела при Кировской областной библиотеке им. А. И. Герцена, формировавшей читательские вкусы в нашем крае.
Хотелось бы вспомнить о том, как появился и работал детский отдел в Кирове, чем жили детские библиотеки Кировской области 60 лет назад, какие книги читали подростки в 1940–50 е гг., и многое другое из истории детского обслуживания.
Из отчёта Кировской областной библиотеки им. А. И. Герцена за 1938 г.: «Учитывая настойчивые просьбы родителей и учащихся об открытии при библиотеке им. А. И. Герцена специального детского отделения, администрация библиотеки в начале 1938 года открыла самостоятельное детское отделение, выделив его от абонемента по выдаче книг на дом».
Вновь созданный отдел имел большие перспективы, и в 1940–50-е гг. стал основным методическим центром по развитию библиотечного дела среди детей и подростков во всех уголках Кировской области.
Накануне Великой Отечественной войны, в июне 1941 г. в Кирове состоялось совещание заведующих районными детскими библиотеками, педагогов и библиотекарей, на котором участники познакомились с опытом работы лучших детских библиотек области — Молотовской (сегодня Нолинской), Омутнинской и Яранской. Участники совещания в предвоенный период приняли важное обращение к библиотечным работникам — «оказывать систематическую помощь педагогам и пионервожатым в усилении массовой работы, и воспитания у детей навыков работы с книгой».
В 1941 г. детским отделом библиотеки им. А. И. Герцена руководила библиотекарь Воробьёва. В 1950-е гг. лучшими работниками детского отдела стали Мария Васильевна Фоминых и Лидия Георгиевна Лумпова. Именно они досконально знали вкусы маленьких читателей и активно пропагандировали лучшие детские книги. А в этом им помогали рекомендательные памятки «В помощь юному читателю», которые библиотека им. А. И. Герцена выпустила в 1951 г. специально для юных книгочеев. Работа по индивидуальным планам приучала ребят читать систематически, внимательно и вдумчиво. Кроме того, такое чтение позволяло читателю охватить лучшие книги по интересующей его теме. Рекомендательный набор включал в себя 10 памяток, которые вкладывались в формуляр читателя, а библиотекарь отмечал, какие книги данным читателем прочитаны. Каждый листочек имел свою тему, например: «Великие российские полководцы»; «Замечательные русские путешественники»; «В мире небесных тел»; «Физика на каждом пути» и т. д. Памятки выходили и в дальнейшем.
В 1952–1957 гг. детский отдел библиотеки им. А. И. Герцена возглавила Лидия Алексеевна Ванеева, а когда он перерос в библиотеку, она возглавила её, став первым директором Кировской областной детской библиотеки им. А. С. Грина.
Библиотеки тех лет являлись официальным рупором всех главных событий, проходивших в общественной и культурной жизни страны. Например, в 50-е гг. правительство приняло новую экономическую программу — пятилетние планы развития народного хозяйства СССР. Библиотеки Кировской области сразу же включились в процесс изучения и распространения материалов среди школьников.
Библиотечное обслуживание прошлого века — это большая индивидуальная и массовая работа с читателями. Беседы и громкие чтения, книжные выставки, литературные утренники, библиотечные плакаты, читательские конференции с многочисленными вопросами и обсуждениями…
Лилия Загидулловна Арасланова, главный библиотекарь Кировской областной библиотеки им. А. С. Грина

