15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, одного из самых глубоких, загадочных и масштабных литераторов XIX века.
То, что поэт прожил всего 27 лет, не помешало ему постичь сакральную сущность России и природу препятствий на её историческом пути, заглянуть в самые потаённые закоулки русской души.
В «лермонтовской» коллекции Президентской библиотеки собрано немало раритетов: книги мемуарного и исследовательского характера, документы и целый ряд произведений изобразительного искусства. Наиболее полной и драматургически выстроенной представляется электронная копия альбома «М. Ю. Лермонтов», выпущенного издательством «Искусство» в 1941 году. Сама дата выпуска говорит о том, что в трудную для Родины годину обращение к судьбе и произведениям великого поэта способно было консолидировать нацию, мобилизовать народ для отпора завоевателям, дать силы стойко переносить все тяготы военного лихолетья.
Издание открывается портретами родителей, неравный брак которых не принёс семье счастья… «Марья Михайловна, — читаем в альбоме воспоминания родственницы Лермонтовых, — была одарена душою музыкальною. Посадив ребёнка своего к себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу и слёзы катились по его личику. Мать передала ему необычайную нервность свою».
Разгадка многих личностных и творческих особенностей художника кроется в обстоятельствах его детства, прошедшего вследствие ранней кончины матери в имении Тарханы, владела которым бабушка по материнской линии Е. А. Арсеньева. Она сама стала заниматься воспитанием внука, властно отстранив от участия в нём отца. Уже в Тарханах проявился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Тогда же он берёт в руки карандаши и сангину, чтобы сделать свои первые зарисовки.
«Влечение к рисованию не покидало поэта до конца жизни, — рассказывается в альбоме. — Когда бабушка, по воспоминаниям современников, из постоянного опасения за судьбу внука просила его не писать стихов и не рисовать карикатур, наделавших много шума в петербургском обществе, поэт говорил: “Что же мне делать с собой, когда я не могу так жить, как живут светские люди. Бабушка просит меня не писать больше стихотворений и не брать в руки карандаша, — не могу, не могу”».
К моменту написания облетевшего всю Россию стихотворения «На смерть поэта» Лермонтов был уже известным сочинителем. «Трагическая смерть Пушкина пробудила Петербург от апатии, — писал И. И. Панаев. — В городе сделалось необыкновенное движение… Извозчиков нанимали, просто говоря: “К Пушкину”, — и извозчики везли прямо туда. Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались всеми».
Правительство расценило стихотворение как призыв к мести, осознав его общественное значение, и корнет Лермонтов был сослан прапорщиком на Кавказ.
Наталья Фёдоровна Корконосенко, редактор пресс-службы Президентской библиотеки, Санкт-Петербург

