Анатолий Николаевич Ванеев по своим биографическим данным кажется типичным представителем героического поколения советской библиотечной интеллигенции. Его органическая укоренённость в библиотечной профессии — несомненный факт.
Героическое поколение библиотечной интеллигенции — составная часть первой демографической когорты советских книжников, духовное формирование которой происходило в 1930–40-е годы. «Бойцы книжного фронта» того времени находились в авангарде культурной революции, воспитывали советских людей в духе коммунистической партийности, непримиримо боролись с враждебной пропагандой. На их долю выпали испытания Великой Отечественной войны и организация грандиозной общегосударственной библиотечной системы. Практика библиотечного строительства сочеталась с теоретическими новациями, воплотившимися в «социалистическом библиотековедении», одном из исторически обусловленных достижений отечественной библиотечной мысли.
Анатолий Николаевич Ванеев по своим биографическим данным кажется типичным представителем героического поколения советской библиотечной интеллигенции. Его органическая укоренённость в библиотечной профессии — несомненный факт. Однако внимательное рассмотрение траектории его научных изысканий показывает, что она вовсе не типична, а своеобразна. Её своеобразие в том, что она затрагивает сущность библиотечной науки и указывает вектор её дальнейшего развития. Чтобы убедиться в этом, перечитаем ещё раз научные труды Анатолия Николаевича.
Практика методической работы
Люди по-разному приходят в библиотечную профессию. Воин-победитель Анатолий Ванеев, украшенный боевыми солдатскими медалями «За отвагу» и «За взятие Кёнигсберга», в феврале 1946 г. пришёл в Кировскую областную библиотеку им. А. И. Герцена для того, чтобы остаться здесь на долгие 17 лет. В своих воспоминаниях спустя многие годы бывший солдат написал: «Без всякого преувеличения можно сказать, что библиотека имени А. И. Герцена определила мою судьбу, мое призвание. Даже своим специальным образованием я, в основном, обязан не только институту (я учился в Московском библиотечном институте заочно), сколько работе в библиотеке, учась у опытных сотрудников, у лучших библиотекарей массовых библиотек области. Это были настоящие интеллигенты, энтузиасты и подлинные знатоки своего дела»1.
Анатолию Николаевичу Ванееву повезло. Директор библиотеки К. М. Войханская сумела создать дружный, работоспособный, квалифицированный библиотечный коллектив, где поощрялись профессиональный рост и самостоятельное мышление сотрудников. Для библиотечного новобранца Ванеева областная библиотека стала подлинным университетом профессионального мастерства. Ему посчастливилось поработать в отделе обработки, библиографическом отделе, методическом отделе. Его трудолюбие, добросовестность, творческие способности не остались незамеченными: в 1957 г. А. Н. Ванеев стал заместителем К. М. Войханской и прошёл школу эффективного «библиотечного менеджмента» под её непосредственным руководством.
Библиотечная практика — незаменимый фундамент библиотечного профессионализма, но совсем не обязательно ограничиваться фундаментом. В 1962 г. А. Н. Ванеев решил посвятить себя научно-педагогической деятельности и перешёл на должность штатного преподавателя учебно-консультационного пункта (УКП) Ленинградского государственного института им. Н. К. Крупской в Кирове. Богатый практический опыт послужил Анатолию Николаевичу источником для подготовки серии публикаций в профессиональной печати. Внимание коллег привлекли статьи об опыте методической работы, где автор убедительно доказывал, что «внедрение передового опыта — важнейшая задача методического руководства» (Библиотеки СССР. Опыт работы. 1964. Вып. 26); что нужно «глубже раскрывать передовой опыт» (Библиотекарь. — 1965. — №4) и т. д. В 1966 г., как бы отмечая 20 лет пребывания в библиотечной профессии, А. Н. Ванеев успешно защитил в МГИК кандидатскую диссертация на тему «Изучение и распространение передового опыта массовых библиотек в РСФСР». Углубляя и расширяя свою эрудицию в области методической деятельности, молодой учёный предлагает способы оценки эффективности труда библиотечных методистов (Технические библиотеки СССР. — 1967. — №1), пишет учебное пособие для студентов «Методическое руководство библиотеками» (Л., 1968. 41 с.). В 1969 г. А. Н. Ванеев покинул родную Вятку, чтобы на берегах Невы занять должность доцента кафедры библиотековедения.
Казалось бы, достигнув научно-педагогической зрелости и заслужив репутацию авторитетного специалиста в области научно-методической деятельности, Анатолий Николаевич может позволить себе сосредоточиться на дальнейшем совершенствовании системы методического обеспечения библиотек и изучении содержания труда библиотечных методистов. Библиотечно-методическая работа привлекательна тем, что она требует не только умения адаптировать известные решения к условиям конкретной библиотеки, но и способности при отсутствии готовых решений инициативно разрабатывать и внедрять нужные новшества. Казалось бы, управление библиотечными системами, раскрывающее широкий простор для творческой самореализации, должно было целиком и полностью увлечь доцента Ванеева, в недавнем прошлом методиста-практика, а теперь теоретика-методолога библиотечно-методической деятельности. Но этого не произошло. Почему-то управленческая проблематика не стала главной и единственной в кругу научных интересов Анатолия Николаевича. Она осталась в этом круге, но в роли периферийного, хотя и немаловажного элемента. А на первое место, надо признать, совершенно неожиданно, выдвинулась история библиотековедческой мысли, на которую до Ванеева никто из солидных библиотековедов не обращал особого внимания. Историей библиотек, историей библиотечного дела, наконец, историей библиотечной науки учёные люди занимались, но «история мысли»? … Странный неологизм.
Аркадий Васильевич Соколов, профессор, доктор педагогических наук, Санкт-Петербург
1 Ванеев А. Н. История библиотечного дела и библиотековедения: сб. ст. — СПб.: Изд-во РНБ, 2013. — С. 269.

