Народные скрепы. Как сегодня рождается фольклор

В нынешней действительности тексты устной народной культуры перешли в иные знаковые формы. Меняется жанр, прагматика и структура текста, его семантика. «Народная мудрость» из устной традиции перетекает в письменную.
Ещё в XIX в. появилась идея о том, что фольклор умирает. В 1846 г. археограф Уильям Томс обратился к английскому сообществу, к читателям журнала “The Athenaeum” с просьбой зафиксировать фрагментарные баллады, остатки поверий, которые ещё можно сохранить, чтобы сделать антологию и назвать это английским термином folklore, то есть «народная мудрость, народное искусство». Но, фольклор живёт и в ХХ, и в XXI веке, потому что это не только тексты, это всегда социально коллективизирующие ценности. Фольклор принадлежит всем и вместе с тем никому в отдельности.
В 2012 г. в обращении к Федеральному собранию Президент России Владимир Путин сказал фразу, удивившую многих: «Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество явно испытывает нехватку духовных скреп». По его мнению, «духовными скрепами» являются «поддержка, сострадание, милосердие — дефицит того, что нас всегда делало крепче…».
«Народная мудрость» — это и есть духовные скрепы, и они существует и сегодня, потому что есть внешний социальный, политический стимул для проявления и сохранения «народной мудрости», «народного искусства». Только в нынешней действительности тексты устной народной культуры перешли в иные знаковые формы, актуализируются уже в различной текстовой реализации: меняется жанр, меняется прагматика текста, меняется структура текста, его семантика. «Народная мудрость» из устной традиции перетекает в письменную.
Так, например, продолжает развиваться народная поэзия, принадлежащая к устно-письменной традиции, которая в течение многих столетий играла важную роль. Народная поэзия важна и функциональна, потому что сохраняет как моральные ценности, так и хозяйственно-бытовые рекомендации. Она важна и исторически, потому что является в том числе, и источником по истории и культуре, как отдельного поселения, так и региона в целом. Народные поэты предоставляют конкретные исторические, географические данные, дают возможность разделить мысли и чувства людей касательно того или иного события, более точно понять многие аспекты жизни сообщества. Голос народного поэта так же важен сегодня, как и сто лет назад — он озвучивает социальные реальности, разжигает и гасит «местные страсти».
Но сегодня далеко не в каждом сельском или городском поселении есть люди, которые отражают эти ценности, запечатлевают их. Поэтому очень ценно найти и сохранить современную народную поэзию.

Ирина Шуминова, главный библиотекарь отдела научно-исследовательской и методической работы Астраханской областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской, заслуженный работник культуры РФ