От «Ивана Сусанина» до Серебряного века. В поиске новых жанров

Лидия Игоревна Глинка — человек уникальный. По масштабу личности она близка к эпохе Просвещения. Музыкант, поэт, художник, флорист, основатель Музыкального Общества им. М. И. Глинки, потомок рода выдающегося русского композитора. Важнейшей задачей своего Общества она считает привлечение молодых музыкантов для популяризации творческого наследия М. И. Глинки. Ежегодно обществом проводится множество лекций-концертов и музыкальных вечеров, посвящённых творчеству композитора, где наряду с известными мастерами выступают молодые талантливые исполнители. Все эти вечера являются благотворительными.
За годы существования Общества в библиотеках столицы и на других общественных площадках прошло множество музыкальных вечеров, слушатели которых познакомились с творчеством основоположника русской музыкальной классической школы, создателя русской оперы Михаила Ивановича Глинки.
Сейчас Общество расширило свой репертуар — Лидия Игоревна пишет сценарии музыкально-поэтических композиций и является их бессменной ведущей.
Лидию Глинку, яркую и неординарную личность отличает именно дух творчества, душевная сила и харизма, которые и позволяют ей всю жизнь гореть неугасимым творческим огнём, дающим возможность преображения окружающего мира, добавления ему добра и красоты.
Приглашайте этот коллектив в свои библиотеки. Дарите читателям праздник.

Вот уже двадцать лет, с 1997 года, Общество ежемесячно проводит вечера, посвящённые творческому наследию композитора.
В 2004 г. Я написала сценарий и поставила «Руслана и Людмилу» к 200-летнему юбилею композитора, включив роль Пушкина и введя в дополнение к ариям его стихи. Этот эксперимент по сочетанию оперного и сценического искусств оказался удачным. Следующим стал «Иван Сусанина». Так и родилась идея проводить не только концерты, но создать нечто новое, небольшие спектакли-композиции: музыкально-поэтические и музыкально-исторические. Эту идею поддержал директор Государственного Исторического музея, любезно предоставивший для проведения «Парадные Сени». Лучшего варианта я и вообразить себе не могла: Красная площадь, д. 1.
«Иван Сусанин» прошёл с большим успехом. За ним последовали «От победы над Ордой до победы над Речью Посполитой», «Преданья старины глубокой», «По мотивам произведений Пушкина и операм русских композиторов», «Русь Языческая», «Руслан и Людмила» цикл «Музыка-Душа Моя» по путешествиям М. И. Глинки и по его письмам к матери. В каждый я включила не только оперные арии и романсы, но и танцевальные номера, которые блестяще ставит прекрасный педагог, в прошлом – балерина Большого Театра России Рада Строганова. Введена роль для актёра, который играет то Пушкина, то Глинку, то летописца (в исторических постановках). Каждый раз долго вынашиваю идею и изучаю материалы: партитуры опер, летописи, поэмы. Пишу тексты, выстраиваю композицию. Вместо оркестра включаю струнные и фортепиано, а также вокальные и инструментальные ансамбли. Всё это стараюсь уложить в размеры вечернего концерта — полтора часа.
Думаю, такая форма полезна для облегчения восприятия молодёжью трудных оперных арий, прекрасных поэтических произведений и классического танца. Недавно взялась, хоть и с опаской, за такую философскую вещь как «Фауст». Композиция по трагедии В. Гёте и опере Ш. Гуно получила названия «Белое и Чёрное». Несмотря на опасения, артисты замечательно вжились в роли, великолепно пели и играли. Спектакли имели успех, а главное — сами исполнителям получают от них удовольствие и испытываю желание повторить этот опыт.
Любовь к поэтам Серебряного века и таким исполнителей романса, как Изабелла Юрьева и Вадим Козин побудила меня создать три ретро-спектакля: «Страсти по Игорю Северянину», «Мадам Аншлаг», «В интерьере Серебряного Века». Их поставили в библиотеке-читальне им. И. С. Тургенева, где я уже 20 лет выступаю ведущей вечеров и концертмейстером. Тургеневскую гостиную с её изысканным интерьером всегда интересно обыгрывать в спектаклях. Сотрудники музея идут на встречу, помогают в оформлении, выделяют дни для репетиций. Я проводила свои вечера во многих музеях и библиотеках, но здесь особенно трепетно относятся к музыкальным встречам и музыкально-поэтическим композициям. Люблю их — и так уютно себя здесь ощущаю!..
Из отзывов посетителей: «Интересное современное культурное пространство в Москве! Встречи с читателями, музыкальные, художественные, познавательные мероприятия, часто бесплатные, для детей и взрослых! Здание отреставрировано с сохранением исторических интерьеров, а также созданы залы с современным оборудованием. Спасибо руководству и сотрудникам библиотеки за творческое и ответственное отношение к делу просвещения москвичей, читателей и зрителей». (Елена Сылко, исполнительный директор телевизионных и культурно-массовых программ, январь 2018 г.)
Продолжая проводить концерты с целью популяризации творческого наследия Михаила Ивановича Глинки, я не оставила без внимания новые веяния. Так появились ретро-композиции, такие как «Мадам Аншлаг», где я попробовала себя в роли Изабеллы Юрьевой, и «В интерьере Серебряного Века». На оба поступило множество лестных отзывов. Вот один из них: «Инновационное соединение музыки и литературы – новое слово в искусстве нашего времени. Президент музыкального Общества М. И. Глинки — Лидия Глинка, режиссёр постановщик музыкально-поэтических зарисовок, которые ставятся на различных площадках города Москвы. Нетривиальное сочетание разных видов искусства доставляет зрителям большое удовольствие. Каждая постановка наполнена особой атмосферой, оздаёт настроение и помогает глубже прочувствовать идейный замысел и мудрость веков, сокрытую в шедеврах великих писателей, поэтов и композиторов».
Надеюсь, что такая форма представления будет лучше восприниматься молодёжью и вызовет желание посетить оперу, почитать Пушкина, послушать классическую музыку и открыть для себя что-то новое, полезное для совершенствования души!

Лидия Игоревна Глинка, президент «Музыкального Общества им. М. И. Глинки», Москва