Культурная элита объединилась под крышей «Иностранки». Создан образовательный кластер

Чтение — уникальный феномен культуры, который выполняет важную социальную функцию, далеко выходящую за рамки удовлетворения только информационных и образовательных потребностей. Несмотря на это, с каждым годом мы наблюдаем стабильное снижение интереса к чтению.
Что общего у федеральной библиотеки и пяти крупнейших международных языковых институций? Как и где можно изучить иностранные языки? Об этом шла речь на пресс-конференции по случаю открытия нового международного образовательного кластера во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ).
В её стенах открылась площадка для изучения иностранных языков. Это первое общественное место в Москве, где предлагают свои образовательные услуги сразу пять международных организаций: Гёте-институт, Институт Сервантеса, Французский институт, Итальянский институт и Лингвистический ресурсный центр “Pearson Learning Studio”. Уже само перечисление названий этих институций выступает гарантом лучших методик преподавания иностранных языков на сегодняшнем рынке. По словам Гаэля Крепьë, директора отдела курсов Французского Института в Москве, «Иностранка» осуществила поистине уникальный проект: «Библиотека иностранной литературы сделала невозможное — объединила пять мировых культурных элит на одной площадке».
Все вышеупомянутые институты тесно связаны с посольствами, что даёт студентам как больше возможностей в учебном процессе, так и разнообразие в культурно-досуговых мероприятиях. Изучение языка не ограничивается только курсами. Библиотека представляет собой открытую и бесплатную площадку для закрепления и постоянного улучшения коммуникативных навыков.
Все спикеры пресс-конференции отметили важность и своевременность создания образовательного кластера. Ранее преподавание языков было направлено исключительно на профессионалов и представителей науки, однако сегодня спрос на изучение гораздо шире — даже школьнику уже недостаточно знать один иностранный язык. Начиная с 2015 г. второй иностранный язык становится обязательным предметом школьного образования.
Мария Лукьянчикова, заместитель руководителя языкового отдела Гëте-Института в Москве отметила: «В школах 38% учащихся выбирают немецкий в качестве второго иностранного языка, число изучающих немецкий язык как второй выросло за последний год. Для нас участие в новой образовательной площадке — возможность интересного сотрудничества и предоставление дополнительной возможности изучения немецкого языка, который мы активно продвигаем нашими образовательными проектами».
Гендиректор «Иностранки» Вадим Дуда объяснил, почему учить языки лучше в библиотеке: «У нас хорошая история, это в нашей ДНК». С 1926 г. на базе «Иностранки» действуют Высшие курсы изучения иностранных языков.
В 1932 г. они были преобразованы в Московский Государственный лингвистический университет (МГЛУ). «Мы по праву можем гордиться тем, что наша библиотека — старейшее заведение в Москве, которое предоставляет такие услуги», — добавил Вадим Дуда. 
Абель Мурсия Сориано, директор Института Сервантеса в Москве, также сказал, что выбор места открытия образовательного кластера неслучаен. Он отметил, что Библиотека иностранной литературы качественно изменилась за последние два года и стала современной библиотекой.
Стоит отметить, что сегодня в библиотеке уже работают сертифицированные курсы немецкого, испанского и английского языков, в том числе бесплатные курсы по самообучению “My English Lab” с использованием учебных электронных материалов и бумажных пособий крупнейшего международного издательства “Pearson” (ранее — “Longman”) — на базе Лингвистического ресурсного центра “Pearson Learning Studio”.
Все занятия будут проходить в уютной и непринуждённой обстановке. Для удобства студентов и преподавателей в учебных помещениях недавно сделан свежий ремонт, аудитории оснащены всем необходимым оборудованием и комфортной мебелью. Министерство культуры РФ оказало существенную поддержку в реновации образовательного пространсва. По окончании курсов студентам выдаётся официальный диплом или сертификат с подтверждением уровня владения языком.
Создание пространства для изучения основных иностранных языков для широкого круга посетителей в условиях мегаполиса, объединённое прекрасной ресурсной базой, современными мультимедийными средствами, играет огромное значение. Такой проект становится своего рода моделью для региональных центров. На основе языковых курсов, работающих при отделах иностранной литературы областных (краевых) и республиканских библиотек, могут быть сформированы целостные образовательные центры. Они могут быть ориентированы не только на изучение иностранных языков, но и на обсуждение социально-экономических, правовых, экологических и др. проблем, в том числе с носителями языка, туристами, возвращающимися из зарубежных поездок, путешественниками.
Важно и то, что сегодня, например, Гёте-институт в рамках языковых курсов осуществляет образовательные проекты для разных возрастных групп. Это «Детский онлайн-университет для креативных детей», а также «Мост в немецкий университет». Последний предполагает ежегодное выделение 150 мест для российских студентов, прошедших курс немецкого языка и по результатам тестирования получивших возможность учиться в Германии. Таким образом, приобщение к зарубежной культуре, или по выражению Е. Ю. Гениевой «межкультурные библиотечные коммуникации», содержательно становятся шире, нежели изучение иностранных языков.

Слава Григорьевна Матлина, ответственный редактор журнала «Библиотечное Дело», кандидат педагогических наук, Москва