«Азбука профессий». Помогаем сделать выбор

Правильно выбранная профессия оказывает большое влияние на состояние и самочувствие человека, сокращает проблемы, связанные со здоровьем, в том числе и психологическим, усиливает общую удовлетворённость жизнью.
Выбор профессии будет влиять на все сферы жизни молодого человека. Это решение является в буквальном смысле судьбоносным. Когда и как необходимо оказать ему помощь в выборе профессии? Если речь о школьниках, тем более о младших школьниках, то правильнее говорить о профессиональной ориентации, формировании представлений о различных профессиях, роли труда в жизни человека, готовности к профессиональному самоопределению. И здесь библиотека оказывает неоценимую помощь и школьникам и их родителям, и педагогам.
Споры о необходимости и результативности профориентационной работы с младшими школьниками не прекращаются. Разумеется, выбор профессии не является актуальной задачей для этой возрастной категории детей. При этом специалисты отмечают, что систематическая профориентационная работа позволяет значительно расширить представления младших школьников об окружающем мире, себе, своих возможностях. Желание «кем-то стать» у детей появляется ещё в дошкольном возрасте и играет огромную роль в формировании его интересов. Какую профессию выбрать? Конечно, такую же как у мамы или папы. Или водителя, продавца, полицейского, то есть тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни. Ребёнок ежедневно наблюдает, как работают люди. Играя в «работу», он надевает папину форменную фуражку, имитирует разговор мамы с коллегами по телефону, «работает» на компьютере. Слова «работать», «работа» быстро и прочно закрепляются в его словаре. Библиотекари считают, что с детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий, что когда-нибудь надо будет выбрать «своё дело», помочь маленькому человеку понять, что ему нравится делать и почему.
Библиотечные специалисты считают очень важным формирование профессиональных ориентиров уже с начальной школы. И пусть некоторые элементы профессиональной деятельности ребёнку ещё сложно понять, всё же каждую профессию можно представить через яркие образы, через встречи с её представителями. За многие годы библиотекарями и педагогами придумано множество приёмов и эффективных методик, которые помогают максимально раскрыться почти каждому ребёнку. Мы, специалисты Астраханской областной детской библиотеки, тоже пробуем что-то новое, и определённые результаты у нас уже есть.

Нэлли Геннадьевна Петровская, главный библиотекарь Областной детской библиотеки, г. Астрахань