Говорить о любви к чтению, о его значимости сегодня даже как-то неловко… Вспоминаются строчки из давнего романса «О любви не говори — о ней всё сказано». Действительно, о любви к чтению, о его пользе неоднократно писали уважаемые классики. Их цитаты, давно известные библиотечной и педагогической аудитории, неоднократно вспоминались на недавно прошедших мероприятиях, посвящённых чтению.
Для профессионалов: педагогов и библиотекарей, за понятием «любовь к чтению» встаёт множество проблем. Как пробудить эту любовь у детей и подростков поколения «Зет», которые чуть ли не с грудничкового возраста получают в руки гаджет? Как, с помощью каких практик научить не просто сканировать информацию с постоянно возрастающего обилия текстов, но понимать их смыслы, адекватно оценивая прочитанное? Не случайно все последние годы исследователи чтения в известной мере переносят акцент с изучения проблемы «что читать» на иную — «как читать», как помочь ребёнку адекватно воспринимать и запоминать прочитанное.
Побудительным фактором для проведения различного рода научных мероприятий стало важное событие в культурной жизни страны — принятие в июне 2017 г. «Программы поддержки и развития детского и юношеского чтения». (http://chtenie-21.ru/national)
Мероприятий по следам принятой Программы было немало: в Москве, Санкт-Петербурге и регионах. В данной статье сделана попытка проанализировать — хотя бы в самом общем виде, содержание наиболее значимых из них. Тех, которые прошли в столице на протяжении достаточно короткого времени: с конца сентября до середины декабря 2017 г.
Открыла «сезон» Общероссийская научно-практическая конференция «Геометрия книжного пространства молодёжи (Молодёжная литература и молодёжное чтение. (http://www.rgub.ru/projects/geometry)1. Партнёрами конференции выступили солидные институции: Русский ПЕН-Центр, Интернациональный Союз писателей, Литературный институт им. А. М. Горького, издательство «РИПОЛ Классик», еженедельник «Книжное обозрение», Кафедра общей теории словесности филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Чуть позже в Москве состоялся другой форум, прошедший в форме постоянно действующего круглого стола по проблемам чтения Российской академии образования. Его организовали НИЦ «Наука» РАН, совместно с Российской государственной детской библиотекой (РГДБ), Русской ассоциацией чтения и Российской библиотечной ассоциацией (РБА). Он был посвящён проблеме — «Приобщение к чтению: история, теория, практики»2.
В том же ноябре, с небольшим временным интервалом, в Доме русского зарубежья им. А. И.Солженицына состоялась традиционная, ежегодно проводимая межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» совместно с Русской ассоциацией чтения Всероссийская научно-практическая конференция. Она прошла под названием-брендом «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы». Её участниками, помимо профессионалов, стали председатель политической партии «Справедливая Россия» С. М. Миронов а также заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В. В. Григорьев.
И как заключительный аккорд — Московский городской педагогический университет в декабре организовал международную конференцию-форум «Детская литература как событие»3, в центре которой находился огромнейший спектр вопросов, так или иначе связанных с изучением детского и подросткового чтения в самых разных его направлениях. Партнёрами педагогов наряду с библиотеками, известными своими изысканиями в области продвижения книги (московской «Гайдаровкой», «детским» отделом Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино и Ленинградской областной детской библиотекой) выступили Пушкинский Дом — его Центр исследований детской литературы, а также Международная организация гуманитариев. Особо выделю ещё одного партнёра, участие которого говорит само за себя. Это портал для читающих родителей «Папмамбук». Без учёта роли этой важнейшей — родительской аудитории рассуждать об успехах и трудностях продвижения детского/подросткового чтения нет смысла.
Как видим, состав организаторов и участников всех четырёх встреч свидетельствует о консолидации деятелей культуры в вопросе организации чтения детей и молодёжи, об уровне озабоченности проблемой самых разных институтов: научных, образовательных и до известной степени политических.
Возможно, именно такая концентрация интеллектуальных ресурсов определила насыщенность всех встреч самыми разными аспектами приобщения к чтению. Среди них выделю чисто научные, постановочные проблемы. Они потребовали от присутствующих: библиотекарей, педагогов-исследователей и практиков, а в РГБМ, включая главных экспертов — молодых читателей, напряженной работы мысли. Так, участники конференции «Геометрия книжного пространства молодёжи» озаботились выяснением содержания понятия «Молодёжная литература». Что за ним стоит: литература о молодых, для молодёжи или написанная молодыми авторами? Какие компоненты это понятие включает: чтение традиционной и/или электронной книги, большую насыщенность книги визуальными текстами, особая — по сравнению с другими категориями мотивация etc.? Вопрос этот носит не только теоретический характер; он важен для издателей, педагогов средней и высшей школы и, конечно, библиотекарей. Предвосхищая дискуссию по этому поводу, директор РГБМ И. Б. Михнова напомнила, что за данным определением стоит достаточно болезненный вопрос. Он, в частности, связан с нормативами размещения молодёжных библиотек, которые органы управления увязывают с наличием специализированного фонда.
Назову и другой дискуссионный вопрос, к которому, как свидетельствует обсуждение в кулуарах круглого стола «Приобщение к чтению», ещё не раз будут возвращаться коллеги. На этом мероприятии, как и на последующей конференции комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», ведущий исследователь теории и методики продвижения чтения, заведующая отделом НИЦ «Наука» РАН, Ю. П. Мелентьева попыталась обосновать новое понятие «русское чтение». По мнению исследователя, оно призвано выявить место «новой классики» в социокультурном развитии страны, стимулировать приобщение к чтению.
Хочу быть правильно понятой: при всем уважении к авторитету Юлии Петровны показалось не слишком убедительным смысловое содержание понятия, его уподобление аналогам — «русский авангард», «русский балет» — и др. Последние чётко очерчивают законченный временной отрезок появления и развития отдельного эстетического явления; или соответствующую художественную школу. Т.е выявляют стилистические особенности конкретного сегмента культуры и творчества его представителей. Чтение в этом смысле — слишком многозначное понятие: одновременно и процесс, и вид деятельности, и специфическая форма языкового общения людей и способ извлечения информации из текста etc, о чём свидетельствуют определения в различных словарях. У этого понятия нет, и не может быть национальности, хотя национальная специфика чтения в разной степени, безусловно, может присутствовать.
Слава Григорьевна Матлина, ответственный редактор журнала «Библиотечное Дело», кандидат педагогических наук, Москва
1 Юрманова С., Харитонов Е. Геометрия книжного пространства молодёжи / С. Юрманова, Харитонов Е. // Библиотечное дело. — 2018. — №
2 Материалы Постоянного Круглого стола «приобщение к чтению: теория, история, практики. Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 14 / Сост. д-р пед. наук, проф. Ю. П. Меленьева. / Под ред. акад. РАН и РАО В. А. Лекторского. — М.: Канон+, 2017. — 144 с.

