Маркетинг библиотечно-информационной деятельности: учебник / В. В. Брежнева, Н. Ю. Дементьева, Н. В. Жадько,. М. П. Захаренко, В. К. Клюев, М. Н. Колесникова.; науч. ред. В. К. Клюев. — СПб.: Профессия, 2017. — 240 с. — (Бакалавр библиотечно-информационной деятельности).
Перед нами прекрасный как по содержанию, так и по полиграфическому исполнению новый вузовский учебник — «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», вышедшей в питерском издательстве «Профессия» в конце 2017 года.
Название «непосвящённым» может показаться шокирующим: «Как так? Рынка в библиотечном деле нет, а маркетинг есть?». И, действительно, рынка библиотечного обслуживания как экономической категории практически не существует: основные услуги библиотеки предоставляют населению бесплатно. Высокое предназначение библиотек заключается в том, чтобы обеспечивать доступ к информации и знанию всем желающим, не зависимо от их возможности и готовности за это платить. Таким образом, нет цены — основного рыночного регулятора, да и о спросе как о понятии, характеризующем потребность, подкреплённую финансово, говорить было бы неправомерно. Но маркетинг как теория и практика привлечения, сохранения и расширения пользовательской аудитории совершенно необходим в библиотечной деятельности. Если забудем о маркетинговом подходе в управлении современной библиотекой, то получим библиотеку без посетителей. Именно маркетинговый подход помогает преодолеть возникающий кризис библиотечного дела, связанный с наступлением эры интернета.
А вот что такое маркетинг в библиотечной сфере, каковы его особенности, методы и подходы — об этом представляемая книга. Для преподавателей и студентов — это долгожданный учебник, поскольку литературы по этому направлению крайне недостаточно. Его особенная ценность заключается в том, что в нём систематизируются знания и опыт по клиентоориентированному подходу к управлению современной библиотекой, даются практические рекомендации по изучения пользовательских потребностей различных групп населения, уделяется много внимания разработки номенклатуры библиотечных услуг, в том числе оказываемых на платной основе. Важное место отведено технологиям позиционирования библиотеки и её возможностей, созданию привлекательного имиджа и фирменного стиля, проведению рекламных мероприятий.
Не механическое перенесение основных положений маркетинга из сферы бизнеса, а адаптация и творческое развитие подходов, методов и приёмов маркетинга к специфике информационно-библиотечной деятельности — вот основная характеристика этого первого профильного учебника по маркетингу для библиотек. Прочитала учебник с большим интересом и хочу остановиться на некоторых моментах подробнее.
Позитивный доброжелательный тон книги задается с первых страниц, уже во введении. Оно написано с большим уважением к коллегам и предшественникам, снабжено фотография и краткими биографическими справками об ученых, усилиями которых развивались современные подходы в библиотечно-информационной деятельности.
Светлана Давыдова, доцент МГИК, кандидат педагогических наук

