Традиционно в России публичные библиотеки воспринимались как места для хранения и предоставления информации. Однако в связи со стремительной виртуализацией информационно-коммуникативной среды к библиотеке непрерывно предъявляются новые требования, формируются новые её функции, усложняется система, механизмы социальных коммуникаций в библиосреде.
Организация библиотек в нашей стране отличается от зарубежных стран: у неё есть свои исторически сложившиеся традиции, особенности. Хотя в этой статье и предпринята попытка систематизировать социальные коммуникации, учтены не все возможные каналы социальных взаимодействий, не рассмотрены частные случаи и исключения. Основная её цель — представить относительно упорядоченную систему коммуникационных связей, механизмов взаимодействий на примере условной библиотеки, а не завершённую модель. Таким образом, статья может послужить основой для дальнейших исследований.
Органы государственной власти
Важнейшие коммуниканты в библиосреде — государственные органы всех уровней власти: федерального, регионального, муниципального. На уровне федеральной власти создаётся социально-правовая среда для библиотечной системы, разрабатываются и внедряются нормативные документы. С каждым годом библиотеки посредством принятия соответствующих документов всё активнее вовлекаются к проведению государственной социальной политики. На конец 2017 г. важнейшими из таких документов можно назвать: «Стратегию государственной культурной политики до 2030 года», «Национальную программу поддержки и развития чтения», «Концепцию Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации».
Подобные нормативные документы, программы и концепции принимают региональные власти на своём уровне адаптируя, уточняя и развивая федеральные документы и соответственно, выстраивая собственные коммуникационные связи с библиотеками. Муниципальные власти выстраивают с представителями библиосреды взаимодействие, не противоречащее, но отличное от федерального и регионального уровня, имеющее свою специфику, например, ориентацию на вовлечение библиотек в общественную и культурную жизнь территориальной единицы.
Кроме того, государственные структуры всех уровней власти организуют, поддерживают и проводят ориентированные на учреждения культуры, в том числе и библиотеки, различные мероприятия, конкурсы, грантовые программы.
Библиотеки, в свою очередь, выстраивают обратную связь, как правило, в виде исполнения распоряжений, исходящих от органов государственной власти. Безусловно, механизм обратной связи, коммуникационные каналы от библиотек к органам власти требует отладки и совершенствования. Сложилась ситуация, при которой интересы библиотек Российской Федерации представлены очень слабо, у библиотечного сообщества нет значимых общественных организаций, объединений, которые могли бы представлять их интересы, например, создавать и предлагает проекты необходимых нормативных документов, вносить предложения, обосновывать некорректность или нецелесообразность неприемлемых решений, отстаивать и решать конфликтные ситуации с органами власти.
Участие государства во многих ситуациях необходимо. Так, например, социальный статус профессии библиотекаря низкий, удельный вес сотрудников библиотек, старше пенсионного возраста, велик, молодёжь считает профессию неинтересной и непривлекательной. Относительная доля работников с непрофильным или с низким уровнем образованием очень велика. Образование в библиотечной сфере — это отдельная область, требующая совершенствования при участии государственных органов. Традиционное библиотечное образование не охватывает всех необходимых знаний, навыков и умений на достаточном уровне и в соответствии с современными требованиями. Исключение составляют ряд высших учебных заведений, которые преимущественно находятся в Москве и Санкт-Петербурге.
Валерия Юрьевна Муравьева, ведущий библиотекарь, МУК «Дедовская ЦБС», кандидат экономических наук, г. Дедовск, Московская область

