Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны определяется именно уровнем и качеством чтения молодого поколения.
3 июня 2017 г. была подписана «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», которая станет основой для разработки соответствующей подпрограммы государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)». Она представляет собой систему взглядов на основные проблемы в сфере детского и юношеского чтения, базовые принципы, цели, задачи, основные направления формирования программы и этапы её реализации. Основная цель программы — повышение статуса чтения, читательской активности и качества чтения, развития культурной и читательской компетенции детей и юношества.
Чтение — единственная интеллектуальная технология освоения накопленного человечеством знания, поэтому фундаментом информационной культуры общества должна быть именно культура чтения, основы которой закладываются в семье, в библиотеке, образовательных учреждениях.
Работа библиотек с художественной литературой ведётся, как правило, в тесном контакте с учебными заведениями — общеобразовательными школами, профессиональными учебными заведениями. У библиотеки и учебного заведения единая цель: развить у молодёжи интерес к чтению художественной литературы, повысить статус чтения как творческого процесса и основы развития личности. Значение чтения художественной литературы в юном возрасте, чтения для души, для удовольствия трудно переоценить: оно способствует формированию, выработке нравственных ориентиров, расширяет и обогащает словарный запас молодого человека.
Исследования чтения
В настоящее время в Калужской области нет областной юношеской библиотеки, которая занималась бы только этой возрастной читательской категорией, но при этом молодёжь не обделена вниманием. Юношеским чтением занимаются областная научная библиотека им. В. Г. Белинского, областная детская библиотека и муниципальные библиотеки области.
По итогам мониторинга за последние два года структура чтения учащихся старших классов следующая:
• 45–50 % от общего количества прочитанных книг составляют классические произведения из школьной программы («Ася» И. Тургенева, «Вий» Н. Гоголя, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Война и мир» Л. Толстого);
• 25–30% — фантастика, фэнтези, детективы (авторы Лукьяненко С., Харрисон Л., Кинг С. и др.);
• 8–10 % — литература психологического характера, о любви (например книги Леви В.);
• 3–4 % — литература краеведческого характера;
• 3–4 % — литература о войне (Внуков Н. «Огненное кольцо», Митяев А. «Шестой неполный», Алексеев С. «От Москвы до Берлина», Богомолов В. «Иван», «Зося», Бакланов Г. «Навеки-девятнадцатилетние», Алексеев С. «От Москвы до Берлина», Васильев Б. «А зори здесь тихие», Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке, Твардовский А. «Василий Тёркин»).
Для учащихся старшего школьного возраста сегодня характерно прагматическое чтение. Более половины прочитанной ими литературы напрямую связано с программным чтением. По сравнению с данными прошлых лет не очень изменился круг авторов XIX века, но значительно расширился спрос на произведения так называемой новой русской классики ХХ века, входящих в учебные программы (Набоков, Мережковский, Сологуб, Шмелёв, Платонов, Гумилёв, Пастернак).
Татьяна Алексеевна Леонтьева, главный библиотекарь научно-методического отдела ГБУК КО «Калужская областная научная библиотека им. В. Г. Белинского»

