В диалоге с молодым читателем: из опыта работы МКУК ЦБС г. Орла

Молодёжь — ценный стратегический ресурс. От того, какие идеалы она лелеет, какие цели ставит перед собой, какой образ жизни ведёт, зависит будущее общества. Задачи любого социального института, связанного с молодёжью, содержат образовательно-воспитательный аспект. Библиотека не исключение, но её деятельность по работе с молодёжью принципиально отличается от той, что осуществляется, например, учебным заведением.
Важнейшим из таких аспектов является факультативность библиотеки. Молодой человек может испытывать антипатию к конкретным дисциплинам, но ради определённого статуса, бонуса и пр. он в школу/суз/вуз всё-таки придёт и, как знать, возможно, и испытает необходимое для его личностного роста воздействие. В библиотеку же он может и вовсе не прийти. Этот факт свидетельствует не о ненужности библиотеки, но о необходимости пересмотра внутрибиблиотечной политики.
Библиотеки формировались как учреждения, в которых главную роль играл размер фонда. Люди стремились читать и ради книг готовы были выстаивать километровые очереди. Сегодня этого не происходит, поскольку информацию можно получить иным способом — через интернет или книжный магазин. Во главе угла сегодня легкодоступность Глобальной сети. Поэтому библиотека должна предложить молодому человеку нечто большее, чем текст. Это подводит нас к бытующему в современном библиотечном деле «читателецентризму». Обращаясь к читателю как к своему главному ориентиру, библиотека перестаёт быть рупором правильных идей — она вступает в диалог. Постоянное взаимодействие приводит к позитивному и гармоничному взаимовлиянию: библиотека идёт в ногу со временем, её деятельность востребована, довольный посетитель и в самом деле начинает «читать».
При этом очень важно понимать, что библиотека не прислужница читателя, она по-прежнему руководствуется основополагающими принципами закона «О библиотечном деле» и представляет собой «отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности». Она всё также ориентирует, направляет и воспитывает молодёжь, но больше не пытается руководить ею или контролировать её выбор (за исключением особых случаев, определённых законом).
Для того чтобы развить плодотворные и эффективные для обеих сторон отношения, библиотека прилагает немало усилий. Централизованная библиотечная система г. Орла вот уже на протяжении нескольких лет проводит активную работу по продвижению чтения среди молодёжи города Орла.
Прежде чем приступить к формированию стратегии работы с молодёжью, библиотеками сети было проведено масштабное исследование с целью изучения читательских интересов и потребностей горожан — «Чтение как образ жизни орловцев». Активно применялись такие методы как опрос, анкетирование и, наконец, наблюдение. Полученные результаты выявили юношество как категорию читателей, требующую пристального внимания. В последующие годы работа с молодёжью продолжилась и углубилась. Библиотекарями были разработаны творческие целевые программы.

Екатерина Валерьевна Уварова, ведущий библиотекарь Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина МКУК ЦБС г. Орла, аспирант Орловского государственного института культуры