Эту книгу профессиональное сообщество ждало давно. Свидетельствую: в своих многочисленных выступлениях, которые я нередко иллюстрирую слайдами из РГБМ, не раз пыталась ответить на главный вопрос аудитории. Каким образом именно «Молодёжке» первой в стране удалось создать новую модель публичной библиотеки, абсолютно открытое для творчества сотрудников и читателей пространство? И никакой кризис, который мы уже не первый год констатируем, ей не мешает.
Ответ как будто бы лежит на виду. Библиотеке посвящены десятки, если не сотни публикаций. Да и наш журнал «Библиотечное дело» посвятил РГБМ специальный юбилейный номер1. У неё имеется замечательный сайт, на который выкладывают записи наиболее интересных мероприятий и даже их анализ. Молодым читателям и коллегам тоже адресована выпускаемая библиотекой электронная газета «Территория L». «Молодёжка» регулярно проводит экскурсии по своим пространствам для десятков гостей, включая приезжающих из разных регионов библиотекарей. Всё объясняют, всё иллюстрируют конкретными примерами…
Но главные вопросы всё-таки остаются: как удалось переформатировать библиотеку? И что необходимо делать, чтобы достичь аналогичного результата? Ответом на них стала новая книга директора РГБМ И. Б. Михновой2.
Спрашивай — отвечаем…
Когда-то так назывались привычные рубрики в отечественных СМИ. Как известно, вопросно-ответная форма в рекламе считается одним из наиболее удачных приёмов привлечения внимания к тексту. В книге Ирины Борисовны почти каждая глава сформулирована как раз в форме вопроса. Но, как я понимаю, «рекламное начало» здесь вторично. Автору было важно в простой и понятной форме ответить на типизированные, давно сформулированные, сгруппированные определённым образом, многократно задаваемые практиками вопросы. Собранные в целостный, последовательно организованный текст, они дают возможность не просто показать отдельные стороны функционирования современной библиотеки для молодёжи, но обосновать её как целостную конструкцию, выявить предпосылки, условия, факторы, обеспечивающие её новое качество.
Главным «конструктором» при этом, безусловно, выступает сама автор книги, возглавившая «Молодёжку» в весьма непростое для библиотеки время. Она пришла (точнее, вернулась туда, где когда-то начинала свой трудовой путь), вместе с командой молодых «конструкторов», проявивших свои умения в предыдущей совместной работе — знаменитой столичной ЦБС «Киевская». В преамбуле к книге Ирина Борисовна с благодарностью поименно называет членов этой команды. Итак, уже в начале книги обозначена одна из предпосылок успеха, хорошо известная по азам менеджмента. Имеется в виду формирование команды.
Другой момент, на который нельзя не обратить внимание: посвящение книги памяти Ирины Викторовны Бахмутской, первого директора молодёжной библиотеки, в «девичестве» — Государственной Республиканская юношеской библиотеки им. 50-летия ВЛКСМ (ГРЮБ). Бахмутская, о чём неоднократно упоминают коллеги в разных регионах, воспитала замечательные кадры библиотекарей, умеющих и любящих работать с молодёжью, создала уникальную для своего времени модель и даже сеть специализированных библиотек.
Вот вам и вторая предпосылка для формирования новой библиотеки уже в наше время. Такая библиотека, тем более крупная, в данном случае федеральная, не может быть в одночасье создана «с чистого листа», или на обломках старой. Изначально нужны «корни», первооснова, если хотите, традиции, а также покоящийся на их изучении анализ. Имеется в виду рефлексия относительно позитивных сторон и особенно, пристальное внимание к тому, что не получилось; размышления, почему, по каким причинам когда-то сверхуспешная библиотека к началу 1990-х гг. перестала соответствовать духу времени.
Слава Григорьевна Матлина, ответственный редактор журнала «Библиотечное Дело», кандидат педагогических наук, Москва
1 Библиотечное Дело. — 2016. — №13.
2 Михнова И. Б. Пространство возможностей. Заметки на полях библиотечного дела: сб. полемических статей / И. Б. Михнова. — М.: Рос. Гос.б-ка для молодёжи. — 2017. — 132 с., ил.

