Истории для развлечения. Писатель должен любить то, что нравится читателю

Елена Михалкова — российский писатель, мастер остросюжетной прозы. Родилась в Нижнем Новгороде, живёт в Москве. С детства любила читать, в том числе фантастику и детективы Агаты Кристи, Рекса Стаута, Эдгара По, Конан Дойла, Жоржа Сименона, Честертона. Юрист по образованию, некоторое время работала помощником следователя в РОВД, затем ушла в сферу гражданского права. После рождения дочери начала сочинять детские стихи, оказавшиеся востребованными детскими журналами. Затем поступило предложение создавать сценарии для детских телепередач. Детективы начала писать на спор и обнаружила, что это приносит ей большое удовольствие. Сотрудничает с издательствами «ЭКСМО», «АСТ», «Астрель». Совокупный тираж её книг составляет более миллиона экземпляров, многие романы экранизированы. Наиболее известен цикл «Расследования Макара Илюшина и Сергея Бабкина», однако среди её произведений — сборник рассказов «Кто убийца, миссис Норидж», написанный по канонам английского детектива, и роман «Тайна замка Вержи» в духе готического детектива. Елена Михалкова считает, что качество детектива определяется двумя аспектами: книга должна быть написана хорошим языком, а сюжет должен захватывать с первой страницы и не отпускать до последней.

Сосредоточение на одном только жанре, приход в детектив, например, — это счастливое стечение обстоятельств, осознанный выбор, результат проб и ошибок, определённый читательский «импритинг» в детстве или юности?
— Импритинг, помноженный на ошибку. Я всегда любила классический детектив, а ошибка заключалась в том, что я решила, будто детектив — несложный жанр. Возможно, для кого-то так и есть, но в моём случае это была чудовищная самонадеянность. Придумывать детективный сюжет, то есть собственно загадку, стержень текста, мне оказалось сложно. Однако процесс меня невероятно увлёк, и в итоге моя работа периодически напоминала попытку начертить проекцию корабля человеком, который только что научился рисовать палку-палку-огуречик. Со временем, конечно, стало проще. Но мне до сих пор странно вспоминать о собственной, как бы это сказать, наглости, с которой я взялась за дело. Всё-таки глупость, неосведомлённость и самонадеянность — отличные двигатели многих дел.
Какие качества, навыки, склонности должны быть — врождённо имеются, приобретаются в процессе работы, — у автора детективов?
— Умение спать урывками и при этом высыпаться. Я не шучу. Мне пришлось научилась засыпать на двадцать минут и просыпаться отдохнувшей, чтобы затем писать без перерыва четыре-пять часов. Пожалуй, это самое ценное умение, приобретённое мною за десять лет работы автором детективов.
Существует ли своя внутрицеховая специфика — какие вещи придётся дополнительно осваивать писателю, который хочет или начал писать детективы, даже если он уже опытный автор?
— Именно детективы? Пожалуй что никаких. Но если автор описывает нашу правоохранительную систему, то конечно, лучше бы ему знать, какими преступлениями занимается прокуратура, а какими полиция, и в чём состоят обязанности судмедэксперта. Да, подавляющее большинство читателей не смогут поймать автора на ошибке, — просто потому, что об этом тоже не осведомлены. Однако рано или поздно найдётся человек, который скажет: «У вас здесь и здесь написано неправильно», а ещё вернее — напишет об этом в соцсетях. В этот момент доверие читателей к автору рухнет сразу и полностью, потому что детектив — это игровой жанр, а в игре очень важно доверять ведущему.