Традиции и установки профессии. Определяем объект труда

Профессия — это заговор специалистов против непосвящённых
Б. Шоу*

Как базовые характеристики профессионального сознания библиотекарей влияют на реализацию коммуникативной функции библиотек.
Категория «профессиональное сознание» может рассматриваться как субъективная составляющая профессионализма индивида и как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп. Каждый аспект представляет обширное поле для самостоятельных исследований. В первом случае внимание будет акцентироваться на психологических составляющих трудовой деятельности профессионала, а во втором — на социальном статусе профессиональной группы и её роли в осуществлении социально-значимых функций. Попытка рассмотреть оба аспекта в рамках одной статьи, а также проследить влияние профессионального сознания на реализацию важнейшей — коммуникативной — функции библиотек, достаточно рискованна. И всё же автор берёт на себя смелость решить данную задачу. Отправной точкой наших рассуждений станет анализ содержания профессии «библиотекарь».
В наиболее общем контексте профессия рассматривается как особая форма организации трудоспособных членов общества, объединённых общим видом деятельности и профессиональным сознанием1.

Психологические составляющие библиотечной деятельности
Каждый тип профессий отличается между собой производственно-техническими, социально-экономическими условиями, технологическими и иными условиями организации трудовой деятельности. Соответственно, отличаются и психофизиологические требования к работникам, занятым в различных сферах профессиональной деятельности.
В дифференциальной психологии можно найти множество классификаций профессий. Наиболее распространённой является типология, в основе которой лежит объект труда2, который может быть представлен широким спектром предметов, веществ, явлений, людей, живых организмов и т. д.**
В соответствии с этим признаком выделяются такие группы профессий, как «человек—живая природа», «человек—техника», «человек—человек», «человек—знаковая система», «человек—художественный образ».
Следует отметить, что рассматриваемая типология носит контурный характер. Поскольку большинство профессий характеризуется признаками разных типов, но в разной мере, рекомендуется учитывать факт нечёткости границ профессии и ориентироваться на главные группы признаков.
Анализ литературы по данной проблематике, позволяет утверждать, что библиотекарь/библиограф относится к числу профессий, для которых сложно определить конкретный и специфический предмет труда. Дело в том, что среди учёных нет единства относительно того, к какому из перечисленных типов относится библиотечная профессия. Одни специалисты включают её в группу «человек—человек», другие причисляют к числу профессий «человек—знаковая система». Более того, некоторые психологи склонны проводить чёткую грань между содержанием труда библиотекаря (тип «человек—человек») и библиографа («человек—знаковая система»)3. Учёными также предпринимались попытки провести определённую градацию библиотечного труда в пределах типа «человек—человек». Так, например, библиотекарь детской районной библиотеки и библиотекарь районной массовой библиотеки отнесены к разным подтипам на основании различий в уровне содержательности общения4.

Елена Еремеевна Долгополова, заместитель директора Национальной библиотеки Беларуси, Минск

*Цит. по: Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. Пособие / Э. Ф. Зеер. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Акад. проект: Фонд «Мир», 2008. — С. 122.
** В трудовом процессе объект труда одновременно выступает в качестве предмета труда, то есть того, над чем трудится человек, что преобразовывает в ходе создания продукта (результата) труда.

1 Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. Пособие / Э. Ф. Зеер. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Акад. проект : Фонд «Мир», 2008. — С. 122.
2 Там же. С. 130.
3 Мир профессий. Человек — знаковая система: сборник / сост.: С. Н. Левиева, В. С. Шнейдеров; науч. ред. В. В. Шапкин. — М.: Молодая гвардия, 1988. — С. 69; Мир профессий: человек — человек / сост. Р. Д. Каверина. — М.: Молодая гвардия, 1986. — С. 203.
4 Каверина Р. Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультирования / Р. Д. Каверина // Вопросы психологии. — 1978. — №4. — С. 69–70.