Социально-экономическая проблематика в исследованиях библиотечной отрасли. Состояние и перспективы развития

Библиотечная отрасль — это многокомпонентная структура, включающая практику, образование, науку, коммуникации и управление. Каждый из элементов этой структуры требует своих методов эмпирического и теоретического анализа.
Библиотечная отрасль является неотъемлемой частью социально-экономической системы общества, производственной и внепроизводственной сфер, участвует в формировании социокультурного пространства. Протекающие в ней процессы объективны по содержанию, так как обусловлены действием законов развития социума, но субъективны по форме, так как реализуются в конкретной социокультурной среде1.
Библиотека — своеобразная модель общества, ведь её деятельность направлена на создание условий социокультурного самоутверждения личности и различных групп в системе экономических, политических, правовых отношений. Она непосредственно участвует в формировании «индекса человеческого развития», куда входят наиболее значимые характеристики уровня и условий жизни населения. В  структуре общественного производства библиотечные ресурсы являются особым сегментом — они создают информационную инфраструктуру (прежде всего территориального производства) и одновременно обеспечивают воспроизводство трудовых ресурсов через предоставление продуктов и услуг, несущих новое знание. Включение в структуру системы экономической системы библиотечной — это не просто создание социокультурной «надстройки», но признание её самоценной частью процесса создания совокупного общественного продукта.
Ниша, которую занимают библиотеки на рынках продуктов, услуг, трудовых ресурсов, определяется институциональным и социально профессиональным статусом библиотечной экономики2.
С позиций институциональной теории, библиотека — это совокупность норм и культурных образцов, ключевой элемент в системе социальных связей, существующих в различных областях человеческой деятельности. Библиотека как институт обеспечивает предсказуемость результатов определённой совокупности действий библиотечных специалистов, привнося в их деятельность устойчивость.
С позиций культурологического подхода, библиотека — неотъемлемая часть культуры, а в соответствии с когнитивным подходом — компонент книговедческого и библиотековедческого знания.
В процессе развития библиотеки присутствует две парадигмальных тенденции:
• мировоззренческая, обеспечивающая воспроизводство трудовых ресурсов через предоставление продуктов и услуг, несущих новые знания;
• функциональная, операционная, позволяющая изучать систему распределительных отношений, специфику движения труда в основных видах библиотечной деятельности — социокультурной, производственной, экономической.
Таким образом, социальные системы, в структуре которых функционируют библиотеки, представлены совокупностью общественных отношений, организационных форм, характеризующих взаимосвязь личности и коллективом, базирующаяся на социокультурных нормах и санкциях.
Справедливым является утверждение известного учёного В. А. Фокеева3, что проблема библиотеки как социокультурного института не может быть решена без определения её места во внекультурном пространстве, а именно в социальных и экономических системах. Это связано с тем, что основной задачей библиотеки является удовлетворение важнейших человеческих потребностей в основных подсистемах жизнедеятельности — производственной и внепроизводственной.

Лариса Анатольевна Кожевникова, главный научный сотрудник Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук, профессор, доктор педагогических наук, г. Новосибирск

1 Волженина С. Ю., Гузнер С. С., Кожевникова Л. А. Библиотечная отрасль в социально-экономической системе региона: методология и методика оценки эффективности. — Новосибирск, ГПНТБ СО РАН, 2015. — 200 с.
2 Кожевникова Л. А. Роль библиотечных исследований в развитии библиотеки как социального института // Библиотечный социальный инситут: новые акценты и аспекты: проблемно-ориентированный научный сборник. — М.: Пашков дом, 2013. — С. 155–165.
3 Фокеев В. А. Библиография: теоретико-методологические основания. — СПб: Профессия, 2006. — 352 с.