Теория поколений в библиотеке. В поисках взаимопонимания

Организация работы с персоналом и управленческие технологии в этой сфере, а также построение эффективного диалога с пользователями влияют на восприятие деятельности любой организации, в том числе и библиотеки.
Умение слушать и понимать своего собеседника, коллегу, читателя, говорить с ним на понятном для него языке — важное преимущество в построении стабильных и долгосрочных отношений. Особенно это значимо в наше время — в период снижения уровня активности читателей и падения интереса к профессии библиотекаря.
Каким образом привлечь и правильно выстроить коммуникацию с коллегами и читателями, в том числе молодыми? Что на это влияет помимо профессиональных знаний, умений, навыков и способностей (то есть компетенций) библиотекаря? С помощью чего библиотекам можно стать интересными и школьникам, и студентам, и их родителям, и молодым соискателям вакансий, учёным и преподавателям? Важно ли на самом деле библиотеке понимать, что движет тем или иным поколением, чем они отличаются от представителей других поколений и как это знание обратить в свою пользу?
На все эти вопросы попробуем ответить, обратившись к опыту крупных компаний, которые обычно первыми используют передовые технологии в работе с кадрами, а также к опыту детских библиотек и школ, которые готовят для библиотек других типов будущих читателей, студентов, сотрудников и которым по роду деятельности приходится первыми среди образовательных учреждений применять результаты новых исследований в области психологии, социологии, педагогики.
Общеизвестно, что потребности подрастающего поколения специфичны, отличаются от потребностей старшего поколения в аналогичном возрастном периоде. Теория поколений (Generation Theory), как «эффективный инструмент коммуникации и управления»*, поможет лучше осмыслить потребности и особенности поведения разных поколений людей и с пониманием использовать их в собственной практической деятельности.
Сама Теория поколений была создана в 1991 г. американскими учёными Н. Хоувом и В. Штраусом**. В 2003–2004 гг. Е. Шамис и Е. Никонов с коллегами адаптировали данную теорию к России*** и согласно ей в нашей стране представлены следующие типы поколений [18, с 13].

Поколением в этой теории считают «группу людей, рождённых в определённый период, испытавших влияние одних и тех же событий, особенностей воспитания, окружающего мира и обладающих одинаковыми ценностями» [18, с. 12]. Годы рождения, указанные в таблице, носят ориентировочный характер. Принадлежность к типу поколений определяется, в первую очередь, принятыми человеком ценностями (взглядами, приоритетами, установками, привычками), поэтому люди, которые родились на границе указанных дат, могут разделять ценности следующего или/и предыдущего поколения и быть его полноценными представителями [18].

Асия Альфатовна Косенко, заведующая сектором Зональной научной библиотеки Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург

* https://rugenerations.su/
** http://www.lifecourse.com
*** https://rugenerations.su/