Работа с учителями как целевой группой пользователей национальных электронных библиотек. На примере ресурса «Учебные материалы» Библиотеки Конгресса

Освоение библиотеками электронной среды, создание национальных электронных коллекций, работа с ними может привести к эпохе Нового Просвещения, поскольку создаются беспрецедентные возможности для просветительской и образовательной деятельности библиотек.
Электронная среда делает доступным национальное наследие страны для всего населения, что в традиционной библиотеке было бы невозможно.
Электронная среда вносит много нового в деятельность национальной библиотеки. У библиотек появляются новые свойства, такие как возможность создавать комплексный ресурс, формировать целостные коллекции, обслуживать значительно большие читательские аудитории1, а также индивидуализировать свои сервисы. В связи с этим кардинально меняется читательская аудитория. Как показывает опыт, одним из самых эффективных направлений освоения электронной среды библиотеками становится работа с целевыми группами читателей.
В библиотековедении принято выделять следующие читательские группы: реальные, целевые и потенциальные.
Для электронной библиотеки «реальная группа» — это пользователи, которые реально, в действительности пользуются библиотекой. Эта группа описывается на основе анализа статистики использования контента.
«Потенциальная группа» — люди, которые имеют технические средства доступа в Интернет, а также те, которые когда-то будут их иметь, в том числе «будущие поколения».
«Целевая группа» — потребители, для которых создаются специальные коллекции, (модули с навигацией) или специальные услуги.
Работа с целевыми группами читателей — это стратегическое направление в организации обслуживания пользователей в электронных библиотеках, она обеспечивает востребованность библиотек в электронной среде, ведёт к активному диалогу библиотеки с читателями. Если в традиционной среде национальные библиотеки определяют свои целевые группы очень узко (учёные и специалисты), то, осваивая электронную среду, эти же библиотеки значительно расширяют читательскую аудиторию, начиная с семьи и детей дошкольного возраста.
Национальные библиотеки, на основе своих национальных электронных коллекций начинают работать с большим спектром целевых групп пользователей, для которых разрабатываются специальные услуги и сервисы по использованию конкретных электронных ресурсов в целях раскрытия для них фонда и продвижения ресурсов. Выстраивается система электронной коммуникации с этими группами, отслеживается обратная связь.
Сегодня все крупные электронные национальные библиотеки за рубежом имеют сервисы по предоставлению первоисточников, активно включаются в обслуживание образовательной деятельности. В России эта задача также считается приоритетной. В «Основах государственной культурной политики» читаем: необходимость «расширения и развития существующего опыта использования объектов культурного наследия … в образовательном процессе», «усиление роли таких организаций как музей, библиотека, архив… в деле исторического и культурного просвещения и воспитания»2. Реализация этой задачи тесно связана с библиотечным обслуживанием такой читательской группы как учителя, которая становится одной из основных целевых групп национальных электронных библиотек.

Мария Ивановна Акилина, заведующая НИО библиотековедения РГБ, кандидат педагогических наук, Москва
Елена Викторовна Смолина, старший научный сотрудник Научно-методической службы Президентской библиотеки, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург

1 Смолина Е. В. Электронная среда и новые свойства библиотек // Национальная библиотека. — 2015. — № 2(05). — С. 40–44.
2 Основы государственной культурной политики. — М., 2014. — С. 8, 10 // Президент России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf