«Смайлик» и «Пиксель» спешат на помощь. Формирование компьютерной грамотности у детей и подростков

Компьютеры стали частью повседневной жизни. Их используют на работе и в школе, в магазинах, на вокзалах, в больницах. Естественно, родители хотели бы знать, как правильно организовать занятия детей с компьютером в домашних условиях. Но не каждая семья имеет возможность приобрести ребёнку личный компьютер и помочь дома освоить азы компьютерной грамотности.
Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева находится в центре города, рядом с ней расположены три общеобразовательных учреждения: МОУ СОШ №15, 17 и 11 с углублённым изучением отдельных предметов. Об информационных технологиях дети и подростки узнают на уроках предмета «Информатика» в школе, с 7-го класса. Но уже в начальной школе дети используют компьютер, поэтому с открытием в ИОДБ им. Марка Сергеева нового отдела — Интернет-медиацентра, было принято инновационное решение о создании клубов по интересам.
В январе 2012 г. был создан клуб компьютерной грамотности «Смайлик». Его цель — предоставление возможностей детям и подросткам доступа к Сети и информации, знакомство с новейшими информационными технологиями.
Задачи клуба:
• ознакомление детей и подростков с азами компьютерной грамотности;
• проведение занятий с использованием компьютерной техники и программного обеспечения;
• обучение интернет-технологиям, приёмам и методам работы в глобальной компьютерной сети.
Занятия в клубе «Смайлик» проводятся по двум блокам: первый блок «Знакомство с компьютером» предназначен для детей 7–9 лет, второй блок «Учимся работать на компьютере» — для детей 10–12 лет.
Учащиеся 1–2-х классов изучают на занятиях, например, такие понятия, как «информация» (числовая, текстовая, звуковая, графическая), «компьютер»; а также узнают правила техники безопасности на компьютере, учатся рисовать с помощью программы Paint (пейнт), писать и правильно оформлять тексты в программе Word, создают закладки для любимых книг и учебников, поздравительные открытки для мам и пап и т. д. Все занятия включают игровые моменты; после теоретического урока дети закрепляют полученные навыки на практическом занятии.
Учащиеся 3–4-х классов закрепляют понятие «компьютер», создают тексты и таблицы в программе Word, знакомятся с интернетом и правилами безопасного пользования им, создают презентации в программе PowerPoint, интерактивные кроссворды, участвуют в конкурсах компьютерной грамотности. Занятия также проходят в двух формах: теоретическое и практическое. Игровых моментов меньше, предоставляется больше возможностей самостоятельно создавать что-то на компьютере.

Любовь Викторовна Костромина, заведующая Интернет-медиацентром ГБУК «Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева»