Если перечислять все кинофильмы, спектакли, к которым Андрей Павлович Петров написал музыку, его песни, оперы — не останется места для интервью. Недавно он достиг «апогея популярности» — его мелодии зазвучали в мобильных телефонах.
Маэстро продолжает радовать нас все новыми и новыми мелодиями. Недавно в Эрмитажном театре состоялась премьера российско-американского мюзикла «Капитанская дочка» на музыку Андрея Петрова. В постановке участвовали студенты Бостонской консерватории, а либретто написала американская поэтесса Адель Арон Хайм. Русскую версию мюзикла с самостоятельным либретто Альбины Шульгиной зрители смогут увидеть в конце этого года.
Андрей Павлович Петров — современный классик, талантливый композитор, почетный гражданин Петербурга, народный артист России, заслуженный деятель искусств, член президиума Общероссийской Академии кинематографических искусств «Ника», лауреат государственных премий «Золотой Остап», «Ника», «Золотой Овен», председатель Союза композиторов, президент Санкт-Петербургского филармонического общества…
Литература и музыка… Композитор и книга… Несмотря на абсолютную свою занятость, мастер современной музыки выделил время, чтобы поговорить о вечном с корреспондентом «Библиотечного Дела».
— Андрей Павлович, какую роль в Вашей жизни играет книга?
— Очень большую. Я ведь не собирался становиться композитором, я хотел стать писателем. В годы войны нас с мамой эвакуировали в небольшой шахтерский городок в Сибири, и мы три года жили там. И возможно потому, что не было никаких соблазнов — некуда было ни пойти, ни выехать, — я очень много времени провел в библиотеке. Самое удивительное, что там находились такие книги, которые были изъяты практически из всех библиотек страны, — видимо в такое глухое место власть еще не добралась. Благодаря этому, я прочитал всего Бабеля, Аверченко и еще столько всего, сколько потом за десять лет не прочитал.
И я стал мечтать о карьере писателя, даже начал писать большой роман о войне, но терпения его закончить не хватило — мне было двенадцать лет. А потом сочинял рассказы. С бумагой было плохо, и я писал на бланках, тетрадных листах, кусках оберточной бумаги… Выпускал журнал, который назывался «Бегемот» (я знал, что есть журнал «Носорог», но тот был юмористический, а у меня — серьезный!), помещал туда стихи, прозу, карикатуры, рисунки… Свои рассказы я посылал в «Комсомольскую Правду» и хотел получить совет, как правильно писать. Прислали ответ: лучше писать о том, что вы хорошо знаете, например, о школе. Этим разочарованием и закончился мой литературный опыт.
Потом мы вернулись в Ленинград; еще шла война. С теми небольшими деньгами, что удавалось выпросить у мамы, я шел в букинистический магазин и покупал там все подряд. Так продолжалось до весны 1945-го года, пока я не попал в кино на фильм «Большой вальс». Это очень романтическая картина о том, как вся Вена танцует под вальсы Иоганна Штрауса, и как он сочиняет музыку фактически из звуков природы. Профессия композитора там обворожительно показана: цветы, женщины…
Этот потрясающий фильм за час с небольшим изменил всю мою жизнь. Я понял, что должен стать музыкантом — до этого я занимался в музыкальной школе по классу скрипки, но музыка была для меня где-то на третьем плане. И я начал усиленно заниматься сольфеджио, играть на рояле и, поскольку был самым молодым из поступающих, меня приняли в музыкальное училище условно. Так я и попрощался с мечтой стать писателем.
Чтение — мое любимое занятие до сих пор. И очень многое из того, что я написал, напрямую связано с литературой, даже дипломная работа называлась «Радда и Лойко», по рассказу Горького «Макар Чудра». А в новый фильм Рязанова «Ключи от спальни» войдут мои романсы на стихи Северянина, Цветаевой, Ахматовой, Блока — ностальгически-грустные и одновременно слегка ироничные мелодии, взгляд на прекрасный Серебряный век из века двадцать первого…
— Андрей Павлович, у Вас есть любимые исполнители Ваших песен?
— Я горжусь тем, что первой песней, которую спел Никита Михалков, была «А я иду, шагаю по Москве…». Алиса Фрейндлих, Валентин Гафт тоже начинали с моих песен. Мне более приятно, когда мои песни поют актеры, — они всегда тоньше чувствуют настроение и смысл песен. Тому пример — Светлана Крючкова, покойный Андрей Миронов, ну и, естественно, Людмила Гурченко.
— Штраус в «Большом вальсе» сочиняет музыку из звуков природы. А как у вас рождается музыка?
— Если говорить об одной из моих последних работ «Ключи от спальни», то для начала я просто погружался в атмосферу Серебряного века: слушал романсы, танцевальные мелодии, регтайм, танго — то есть постепенно настраивался. Я каждый день готовлюсь к работе, в том числе и с помощью поэзии и литературы.
И еще: в своей жизни я часто отказывался от работы с хорошими режиссерами и прекрасными актерами, если меня не очень интересовала тема и сюжет. И, отказавшись от кино, брался за музыку к спектаклям, хотя театр приносил меньше популярности и намного скромнее оплачивался. «Вишневый сад», «Отелло», «Тиль Уленшпигель», «Ромео и Джульетта»», «Жизнь Экзюпери» и прочие — я создавал музыку только чтобы соприкоснуться с этими произведениями. Музыка и литература для меня неразделимы.
— А как находите нужные книги?
— У нас в Доме композиторов замечательная библиотека. Ее заведующая Наталья Всеславовна приобретает интересующие читателей издания, она очень помогает мне. Последняя книга, которую доставала для меня Наталья Всеславовна, — биография Иосифа Бродского.
— Ваши литературные пристрастия?
— Больше всего я люблю русскую прозу. Слова Пушкина «краткость и точность — главные достоинства прозы» на меня произвели огромное впечатление еще в юности. Я получаю огромное удовольствие от повестей, рассказов. Чехов, Бунин — мои любимые авторы. Но настольная книга — «Мастер и Маргарита».
— Андрей Павлович, чем Вы порадуете поклонников в ближайшее время?
— Так получилось, что этой весной все мои новые проекты выходят в свет. Это и «Ключи от спальни» Рязанова, и «Бедный, бедный Павел» Виталия Мельникова, и «Капитанская дочка» в новой редакции, и музыка к документально-художественному сериалу об истории Санкт-Петербурга, и гала-концерт «Уличные мелодии в смокингах».
— Петербург отмечает свой юбилей. Что бы Вы пожелали родному городу?
— В преддверии 300-летия Петербурга процессы строительства, реставрации памятников и выявление каких-то новых событий в области искусства стали намного активнее, чем раньше. Я бы хотел пожелать, чтобы они так же интенсивно продолжались и после окончания юбилейных торжеств.

