Сто­ле­тию А. С. Ля­пу­но­вой

Прошли оче­ред­ные Чте­ния ру­ко­пис­но­го от­де­ла, ко­то­рые уже вось­мой год ре­гу­ляр­но про­во­дит на­уч­ная му­зы­каль­ная биб­ли­о­те­ка СПб кон­сер­ва­то­рии им. Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, пре­до­став­ляя уче­ным воз­мож­ность об­су­дить во­про­сы об­на­ру­же­ния, хра­не­ния, опи­са­ния, изу­че­ния и пуб­ли­ка­ции му­зы­каль­ных ру­ко­пи­сей и ар­хи­вов рус­ских ком­по­зи­то­ров.
Ны­неш­ние Чте­ния бы­ли по­свя­ще­ны 100-ле­тию со дня рож­де­ния Ана­с­та­сии Сер­ге­ев­ны Ля­пу­но­вой (1903–1973) — биб­ли­о­гра­фа, на­уч­но­го ра­бот­ни­ка, пер­вой за­ве­ду­ю­щей от­де­ла ру­ко­пи­сей Пуб­лич­ной биб­ли­о­те­ки. Увы, за­ча­с­тую по­доб­ные фи­гу­ры не­за­слу­жен­но ос­та­ют­ся «в сто­ро­не» в ис­то­рии му­зы­ко­ве­де­ния.
От­ча­с­ти вос­пол­нить этот про­бел по­мог­ли до­кла­ды о жиз­ни и де­я­тель­но­с­ти А. С. Ля­пу­но­вой — вид­но­го му­зы­ко­ве­да, тек­с­то­ло­га, хра­ни­те­ля и ис­сле­до­ва­те­ля ру­ко­пи­сей. Ее вклад зна­чи­те­лен. По­свя­тив се­бя в 1930-е го­ды ра­бо­те в ру­ко­пис­ном от­де­ле кон­сер­ва­то­рии, имен­но Ана­с­та­сия Сер­ге­ев­на со­ста­ви­ла пер­вый ка­та­лог ру­ко­пи­сей биб­ли­о­те­ки. Он вклю­чал бо­лее вось­ми ты­сяч еди­ниц хра­не­ния: ру­ко­пи­си рус­ских и за­ру­беж­ных ком­по­зи­то­ров, фонд ико­но­гра­фии и мно­гое дру­гое.
Боль­шая часть жиз­ни Ля­пу­но­вой бы­ла свя­за­на с Пе­тер­бург­ской кон­сер­ва­то­ри­ей: здесь ра­бо­тал ее отец — ком­по­зи­тор Сер­гей Ми­хай­ло­вич Ля­пу­нов, здесь она учи­лась… Ее дис­сер­та­ци­он­ное ис­сле­до­ва­ние «Те­ма­ти­че­с­кие ука­за­те­ли про­из­ве­де­ний М. А. Ба­ла­ки­ре­ва» ос­но­вы­ва­лось на де­таль­ном изу­че­нии и на­уч­ном опи­са­нии око­ло че­ты­рех­сот ру­ко­пи­сей ком­по­зи­то­ра. Но­виз­ну и не­о­рди­нар­ность этой ра­бо­ты, не­об­хо­ди­мость по­доб­ных те­ма­ти­ко-биб­ли­о­гра­фи­че­с­ких ука­за­те­лей к ру­ко­пи­сям ком­по­зи­то­ров от­ме­ча­ли вид­ные му­зы­ко­ве­ды А. В. Ос­сов­ский и С. Л. Гинз­бург.
Се­го­дня за­ве­ты А. С. Ля­пу­но­вой не ут­ра­ти­ли ак­ту­аль­ность и на­шли от­ра­же­ние в до­кла­дах всех уча­ст­ни­ков Чте­ний. Уче­ные не толь­ко под­твер­ди­ли свой ин­те­рес к про­бле­мам ру­ко­пи­сей, но и об­су­ди­ли мно­го но­вых пред­ло­же­ний по ра­бо­те с ар­хив­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми и ее пер­спек­ти­вы. Ряд со­об­ще­ний от­ра­жа­ли со­сто­я­ние ру­ко­пи­сей в оте­че­ст­вен­ных ар­хи­вах: Пуш­кин­ском до­ме, Ма­ри­ин­ском те­а­т­ре, Мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии.
От­кры­тия в ис­сле­до­ва­нии твор­че­с­ко­го на­сле­дия М. И. Глин­ки пред­ста­вил из­ве­ст­ный мос­ков­ский уче­ный Е. М. Ле­ва­шев (ру­ко­пи­си Глин­ки в Бер­ли­не). Пе­тер­бург­ский му­зы­ко­вед А. И. Кли­мо­виц­кий сде­лал бли­с­та­тель­ный до­клад «О двух ру­ко­пи­сях Стра­вин­ско­го». На Чте­ни­ях так­же про­зву­ча­ли ув­ле­ка­тель­ные со­об­ще­ния П. Е. Вайд­ман (Дом-му­зей П. И. Чай­ков­ско­го в Кли­ну), М. Г. Ара­нов­ско­го (Гос. ин­сти­тут ис­кус­ст­во­зна­ния) и дру­гих из­ве­ст­ных уче­ных.

Свет­ла­на Гла­зо­ва