Пространство детского чтения сокращается. Путь в катакомбы или на авансцену?

Ожидание форума на творческой площадке Ленинградской областной детской библиотеки — это как предчувствие счастья….
Когда уже в самом ожидании — счастье…. В данном случае, счастье предстоящих творческих встреч, дебатов, дискуссий. Жарких споров и полемических площадок, где встретятся профессионалы, давно известные друг другу: по своей позиции, представлению о направлениях развития детских библиотек. И, конечно, ожидаемые, но непредсказуемые (предсказать полёт творческой фантазии этого коллектива вообще невозможно!) сюрпризы.
Таким сюрпризом стало для меня участие в качестве соведущего авторского семинара «Профессиональная коммуникация в библиотечном пространстве. Детский библиотекарь —исследователь». Постановка проблемы показалась неожиданной. В чём связь двух составляющих заданной темы? Профессиональная коммуникация — это диалог «библиотекарь – библиотекарь; библиотекарь — социальный партнёр; библиотекарь — читатель». Вот ответ! Чтобы протянуть последнюю нить, необходимо этого читателя хорошо знать. Исследовать. Наблюдать.
Мне выпала честь вести семинар с хорошо знакомыми и уважаемыми мною личностями: критиком и обозревателем детской литературы Ксенией Молдавской и писателем Екатериной Мурашовой. Писатель — библиотекарь — литературный критик…. Кого же не хватало в этом сотовариществе? Самого современного юного читателя! Впрочем, о нём (почему-то его не спрашивая, а надо ли это всё ему) речь велась в течение часа. Жарко, полемично…
Начало полемики положил мой тезис о том, что средства массовой информации активно тиражируют мысль, будто современное поколение детей не является поколением читающим. В качестве примера я привела данные исследований детского чтения, проведённые Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В. А. Каверина. Это вызвало ответную реплику Е. Мурашовой. Суть её в следующем.
Многочисленные встречи писателя в библиотеках на протяжении многих лет — это бесконечный рефрен: попытка библиотекарей убедить всех вокруг, что дети читают. Уважаемый же автор абсолютно убеждена в противном: дети не читают, детские библиотеки — некий рудимент, которому просто надо уйти в катакомбы, как когда-то уходила в катакомбы церковь.
В катакомбы?! Но туда уже ушли многочисленные кружки, творческие объединения, существовавшие в стране в прошедшие годы для детей! И там их «приняли радостно у входа» многочисленные шарлатаны, непрофессионалы, тиражирующие массмедиакультуру… И не только её, а и иной, противоречащий нормам здорового общества образ мыслей, поведения.
Нас, библиотекарей, довольно часто упрекают в некоем библиоцентризме. Будто мы считаем, что всё (образование, культура, приобщение к мировым культурным ценностям) берёт начало в библиотеке. Позвольте, господа, а разве это не так? Не в стенах ли библиотеки начинаются, наращивают знания будущие врачи, социологи, естествоиспытатели, психологи, юристы, лидеры современного общества? Не в её ли стенах постигаются азы культуры, мироздания? Не книги ли, прочтённые в наших читальных залах (предметизированные, систематизированные, отражённые в традиционных и новых информационно-поисковых системах) делают потенциальных специалистов профессионалами? Есть только один путь развития просвещённого общества. И ключ к нему — знание и культура. А это — в книгах, в привычке не просто их читать, а прочитывать! Уметь их отыскать в великом множестве, прочесть, постигнуть, прочувствовать! И это — сопровождение читателя в мире книг — есть суть нашего ремесла, профессии библиотекаря.
Меня смутил ещё один тезис из выступления Е. Мурашовой. Суть его — сомнение в нашем профессионализме как специалистов в области литературы. Перчатка брошена, мы её принимаем и идём на ВЫ! Подготовленные в разные времена в разных институтах культуры, мы неплохо разбираемся и ориентируемся в литературе. Но очень хорошо — в реальном состоянии детского чтения, а не тех данных, которые предлагаются обществу как результат социологических исследований. Пустой колодец не напоит никого. Вечный родник благословенен для всех, жаждущих напиться. Когда районные и сельские библиотеки наполняются книгами, тянутся сюда и жаждущие.
Есть один аспект, в котором я согласна с Е. Мурашовой. В ходе полемики, «брошенных перчаток» (которые я до сих пор хотела бы рассматривать как некую культурную провокацию для поддержания дискуссии) участники семинара деликатно, тихо, скромно сидели и слушали… Робость, отсутствие наступательности, «культурной агрессии» — вот то, что страшно мешает нам, библиотекарям, добиваться успеха.
Я не уверена, что нам в полной мере удалось раскрыть заявленную тему семинара. Но, насколько это было возможно, и я, и мои «говорящие» коллеги озвучили мысль: давайте принимать нашего читателя — не идеального, а реального! — таким, каким он является на самом деле. Принимать его, предпочитающего романы Дж. Роулинг, а не утончённую прозу. Подхватывать его интересы, жить с ним… Постигать его миры чтения и дарить ему свой читательский опыт! Развивать рекомендательную библиографию как систему педагогического информирования и сопровождения ребенка в мире книг. Создавать площадки для общения о книге — традиционные и виртуальные.
По завершении семинара — небольшой разговор с Ксенией Молдавской: «Наталья Степановна, вы не обиделись?». Я ответила так: «Есть интеллигенция и интеллигентность. Первое отрицает наличие снобизма. Второе предполагает приятие противоположной точки зрения, её права на существование». Допуская это, я — менеджер региональной детской библиотеки для детей и юношества, руководитель секции детских библиотек РБА, принимаю озвученный в ходе семинара вызов. Принимаю от имени всего нашего профессионального сообщества. Надеюсь, что дискуссия продолжится в рамках предстоящей в 2008 году конференции РБА, которая предположительно будет посвящена теме «Библиотека и гуманитарные ценности».
Если мы, детские библиотекари, будем безропотно и интеллигентно склонять уважительно головы перед реальными и мнимыми авторитетами социума; если мы позволим себе молчать и не наступать в защиту сокращающемуся, как шагренева кожа, пространству детского чтения, то мы действительно будем уничтожены. И тогда, может быть, действительно, путь один: в катакомбы.

Наталия Волкова, директор Псковской областной библиотеки для детей и юношества им В. А. Каверина