Почему детский библиотекарь, единственный и уникальный в своём роде специалист по детской литературе и детскому чтению, зная природу читательской деятельности ребёнка, находится в первых рядах тех, кто противопоставляет книжную и электронную культуру?
Свобода читать, или Как стать похожей на Пеппи Длинный чулок?
Представляете утро в школе? Перемена. Стремительный поток: движение голосов, голов, рук, ног. Звонок. Теперь лица — рядом. Девятиклассники. Очень близко, масштабные, со свободной пластикой, собственным пространством, которое они его маркируют наушниками и телефонами. В любой момент наши предполагаемые собеседники могут находиться «здесь» и… «везде», рассеиваясь по электронному миру. Эта школа на берегу реки в окрестностях Петербурга участвует в новом проекте ЛОДБ «Свобода читать!» Мы приехали с коллегой, чтобы поговорить с подростками от 10-и до 15-и лет, читающими и нечитающими, об их отношении к новым книгам. Наше главное желание — понять, как современный подросток создаёт событие из-за книги и с книгой для себя и своего сверстника. Как происходит открытие книги, какие культурные стереотипы и уникальные личные ассоциации помогают ему выразить отношение к факту встречи с новой книгой.
Необходимое замечание: автор признаётся, что тема публикации, её содержание обусловлены соавторами. Имеем честь представить: дети и подростки 7–15 лет г. Сланцы — лидеры «Школы Детского Чтения», подростки 8А, 9Б, 7А классов школы №76, 9А, Б школы №243, 7А школы №74 Санкт-Петербурга, 5–9-х классов Пудостьской школы Гатчинского района, а также коллеги автора — студенты 4-го и 5-го курса кафедры детской литературы СПбГУКИ.
«Книжный развал», который мы устроили, обнаруживал самые разнообразные опыты современного книгоиздания: и книги «на продажу», и то, что уже отмечено высокими премиями, и замечательные книжные идеи издательств «Азбука», «Самокат», ДЕТГИЗ-«Лицей» как сигнал для нового поколения читателей о возможных ошеломительных читательских приключениях.
Быстро договариваемся о регламенте нашей встречи, статус каждого — право дать любую оценку любой книге.
Около четырёх часов сливались два потока: книги и дети. Возникали невероятные ситуации, рушились и возникали авторитеты, происходили открытия, рождались сюжеты для будущих встреч, возникали споры, диалоги, конфликты. Шум вокруг книг в 9, 7, 5-х классах достиг ушей восьмиклассников. С вопросов одного из них: «А что здесь такое?» — началась настоящая экспансия классного и книжного пространства. Пятиклассники, которых оттеснили, отодвинули от книг, быстро сменили негодование на восторг и требовательность слушателей. Ещё бы! К ним обращались старшие, им открывали книги, убеждая, что надо непременно прочитать, а до какой книги нельзя и дотрагиваться — опасно! Смех, вопросы, реплики, волнение. Право, эти диалоги были классными!
Мы уходили из школы по берегу небольшой реки, открыв множество «деталей» повседневности современных детей.(!) Несокрушимое убеждение взрослых: «они» не хотят читать.(!) Дети отстранены от современного книжного потока, вырастают на книжной «обочине», вне издательского и литературного мэйстрима.(!) Наши подростки испытывают эмоциональный и коммуникативный голод, который может быть утолён в опыте непосредственного диалога «здесь и сейчас», они с восторгом устремляются к источникам переживаний и рефлексии. Очевидно, что им нравится расширять пространство собственного «Я» идеями и впечатлениями. Они быстро и безошибочно распознают и актуализируют ценность хорошей книги как цели и средства взаимодействия с другим человеком. Виртуозно используют книгу как инструмент для бескорыстного общения, воображения и мышления. Чувствуют, что чтение может компенсировать противоречия освоения электронного мира.
Пока взрослые с упоением верят, что их дети не хотят и не любят читать, возникает новая генерация читателей. Наши встречи с подростками убеждают, что чтение для современных подростков это не архаический процесс, которым взрослые могут наказывать, учить, управлять. Чтение для них — деятельность, актуальная для развития, утоляющая потребность в общении с самим собой, а не в электронной беспредельности. Чтение для современного подростка инструментально и… таинственно, потому что проявляет его уникальность, испытывает, даёт знания о том, как разгадывать коды чужого опыта в культуре. Новая генерация подростков декларирует: мы целенаправленно, дерзко и последовательно упорствуем в своём мнении — развиваем свою систему коммуникации в культуре.
Подростки очень внимательно изучают нас и отражают. Утоляя потребность узнать, сравнить, испытать свои варианты ответов на вопросы: кто мы, и кто те, кто предшествовал нам, чего они хотели и что думали. Эта плеяда читающих и нечитающих подростков реализует принцип: Свобода читать! Что происходит с нами в их присутствии? Нам не интересно, что думают они. Мы не готовы или пренебрегаем открытием ценности собственной позиции читающих людей, собственным опытом в культуре. Мы лежим камнем в движущемся потоке. Что делать? Создавать условия для диалога. Подошла ко мне барышня одиннадцати лет, и доверительно сообщила о себе: «Я знаю, почему я похожа на Пеппи Длинныйчулок! Потому что я — непредсказуемая».
Мы призваны вести диалог с непредсказуемыми. И что? В подобном диалоге следует особо помнить принципы: неустранимость собеседника, безусловное его принятие, понимание, стремление создать сферу взаимодействия с идеей — создать новое, открыть иные возможности.
Наши дети ищут и творят в культуре пространство пересечения с взрослыми, взрослые, как правило, сосредоточены на противоречиях. Парадокс? Нет. Почему?

