Мода проходит. Стиль — никогда! Библиографический указатель*

Жи­ван­ши, Юбер Джеймс Мар­сель Таф­фин де (Hubert James Marcel Taffin de Givenchy) — предс­та­ви­тель ди­зай­не­ров зо­ло­то­го ве­ка вы­со­кой мо­ды, оли­цет­во­ре­ние ра­фи­ни­ро­ван­нос­ти, изыс­ка и эле­га­нт­ной прос­то­ты.
Жи­ван­ши при­над­ле­жит к ста­ри­но­му арис­ток­ра­ти­че­ск­ро­му ро­ду. Он ро­дил­ся 20 фев­ра­ля 1927 го­да в ма­лень­ком фран­цу­зс­ком го­род­ке Бо­ве, что в Се­вер­ной Фран­ции. Отец бу­ду­ще­го мо­дель­е­ра, Люсь­ен Таф­фин де Жи­ван­ши, был лет­чи­ком из то­го по­ко­ле­ния ро­ман­ти­ков, к ко­то­ро­му при­над­ле­жал Сент-Эк­зю­пе­ри. Он по­гиб, ког­да Юбе­ру бы­ло два го­да. Лет­чи­ком маль­чик не стал ра­ди ма­те­ри, для ко­то­рой ги­бель му­жа ока­за­лась тра­ге­ди­ей всей ее жиз­ни. За­то у пар­ня очень ра­но об­на­ру­жи­лась страсть к мо­де.
Еще в се­ми­лет­нем воз­рас­те Юбер про­бо­вал ри­со­вать эс­ки­зы во­об­ра­жа­е­мых ту­а­ле­тов для жур­на­лов мод. Мать по­ощ­ря­ла ин­те­рес Юбе­ра к ис­ку­с­ству и про­чи­ла маль­чи­ку карь­е­ру ар­хи­тек­то­ра или юрис­та. Его дед был уче­ни­ком зна­ме­ни­то­го жи­во­пис­ца Ка­ми­ля Ко­ро, он ру­ко­во­дил про­из­во­д­ством де­ко­ра­тив­ных тка­ней, кол­лек­ци­о­ни­ро­вал ста­рин­ные кос­тю­мы, фла­ги и ме­бель. Ба­буш­ка Юбе­ра со­би­ра­ла са­мые не­ве­ро­ят­ные ве­щи, нап­ри­мер, лос­ку­ты тка­ней, сох­ра­нив­ши­е­ся от сши­тых ею плать­ев. Это бо­га­т­ство хра­ни­лось в боль­шой шка­тул­ке, от­ку­да ма­лень­кий Юбер лю­бил их выз­во­лять и раск­ла­ды­вать на по­лу. В пя­ти­лет­нем воз­рас­те Юбер мог с зак­ры­ты­ми гла­за­ми от­ли­чить са­тин от ве­лю­ра и счи­тал бар­хат са­мой при­ят­ной на ощупь ма­те­ри­ей.
Вос­пи­ты­ва­ла бу­ду­ще­го ку­тюрье мать, эле­га­нт­ность ко­то­рой всег­да вос­хи­ща­ла сы­на. Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­вел на юно­го Юбе­ра Па­виль­он эле­га­нт­нос­ти на Меж­ду­на­род­ной яр­мар­ке в Па­ри­же в 1937 го­ду, где бы­ло предс­тав­ле­но 30 мо­де­лей на­и­бо­лее из­ве­ст­ных фран­цу­зс­ких До­мов мод. И де­ся­ти­лет­ний Жи­ван­ши ре­шил стать мо­дель­е­ром.
В 17 лет Жи­ван­ши уе­хал в Па­риж, где пос­ту­пил в шко­лу Изящ­ных Ис­кус­ств. Он стра­ст­но ув­лек­ся жи­во­писью Ре­нес­сан­са, па­ри­жс­ким ми­ром мо­ды и мно­го вре­ме­ни про­во­дил в му­зе­ях, где изу­чал де­та­ли кос­тю­мов на по­лот­нах ста­рых мас­те­ров. В 1945-м Юбер на­чи­на­ет ра­бо­тать для До­ма мод Жа­ка Фа­та — де­ла­ет ак­ва­релью за­ри­сов­ки мо­де­лей. В 1946-м он ри­су­ет мо­де­ли для До­ма мод Ро­бе­ра Пи­ге, а в 1947-м — для Люсь­е­на Ле­лон­га. С 1947 по 1951 год Жи­ван­ши за­ве­ду­ет бу­ти­ком Эль­зы Скъ­я­па­рел­ли. Сот­руд­ни­че­ст­во со столь зна­ме­ни­ты­ми и блис­та­тель­ны­ми мо­дель­е­ра­ми ста­ло хо­ро­шей шко­лой мас­те­р­ства для Юбе­ра. У экс­це­нт­рич­ной и дерз­кой Скъ­я­па­рел­ли на­чи­на­ю­щий мо­дель­ер учил­ся вла­де­нию ма­те­ри­а­лом, чис­то­те фор­мы, по­ис­ку об­ра­за. Он соз­да­вал мо­де­ли для дру­гих и меч­тал о собствен­ной кол­лек­ции.
В фев­ра­ле 1952 го­да меч­та Юбе­ра сбы­лась. За­ру­чив­шись фи­нан­со­вой под­де­рж­кой родствен­ни­ков, он отк­рыл собствен­ный Дом мо­ды на ули­це Альф­ре­да де Виньи. Ему бы­ло 25 лет. Пер­вая же его кол­лек­ция име­ла го­ло­вок­ру­жи­тель­ный ус­пех, хо­тя бы­ла предс­тав­ле­на на суд все­го лишь пят­над­ца­ти зри­те­лей. Ли­цом ком­па­нии ста­ла Бет­ти­на Гра­ци­а­ни (Bettina Graziani), мо­дель и пресс-агент. Для нее Жи­ван­ши и соз­дал зна­ме­ни­тую «блуз­ку Бет­ти­ни» — скром­ную хлоп­ча­то­бу­маж­ную бе­лую блуз­ку с по­ра­зи­тель­ны­ми чер­но-бе­лы­ми во­ла­на­ми на ру­ка­вах. Один из ту­а­ле­тов этой кол­лек­ции был по­ме­щен на об­лож­ке жур­на­ла «Лайф». Так на­чал­ся путь к сла­ве ху­дож­ни­ка, ди­зай­не­ра, мо­дель­е­ра Юбе­ра де Жи­ван­ши. Его мо­де­ли име­ли ог­ром­ный ус­пех, и уже в 1953 г. бы­ли отк­ры­ты бу­ти­ки «Givenchy» в Ри­ме, Цю­ри­хе и Бу­э­нос-Ай­ре­се.
В сле­ду­ю­щем го­ду про­ис­хо­дит еще од­но очень важ­ное со­бы­тие в жиз­ни Юбе­ра. Он зна­ко­мит­ся с ве­ли­ким мо­дель­е­ром Крис­то­ба­лем Ба­лен­си­а­гой, ко­то­рый на всю жизнь стал его ку­ми­ром, дру­гом и учи­те­лем. Жур­на­лис­ты на­зы­ва­ли ма­эст­ро не ина­че как «Крис­то­баль Ве­ли­ко­леп­ный». «У Ба­лен­си­а­ги я по­нял, что та­кое под­лин­ное ис­ку­с­ство конструк­ции», — го­во­рил Юбер. Вмес­те они соз­да­ли зна­ме­ни­тую мо­дель «Sack dress» — сво­бод­ное платье ру­ба­шеч­но­го пок­роя, рас­ши­тое тесь­мой от плеч до по­до­ла. Од­ним из пер­вых Жи­ван­ши со­е­ди­нил в вы­со­кой мо­де ми­ни­ма­лизм и ком­форт, пов­то­ряя при этом: «Жен­щи­на не прос­то но­сит платье. Она жи­вет в нем». Имен­но Юбер де Жи­ван­ши изоб­рел тер­мин «прет-а-пор­те» и пер­вым на­чал соз­да­вать кол­лек­ции го­то­вой одеж­ды. Его мо­де­ли со­че­та­ли утон­чен­ный стиль, эле­га­нт­ность и женствен­ность.
В 1956 году дом мо­ды «Givenchy» пе­ре­ехал на аве­ню Ге­ор­га Пя­то­го. Мо­дель­ер соз­дал здесь кол­лек­цию «hote couture». Для кос­тю­мов Юбер ис­поль­зо­вал рос­кош­ные яр­кие на­бив­ные или вы­ши­тые тка­ни. Ла­ко­нич­ные фор­мы и ори­ги­наль­ная от­дел­ка его плать­ев име­ли боль­шой ус­пех. Жи­ван­ши раз­ра­ба­ты­вал си­лу­э­ты «тра­пе­ция», «шар», «кап­ля». Му­зой мо­дель­е­ра ста­ла акт­ри­са Од­ри Хеп­берн. Он оде­вал ее и для съ­е­мок, и в обыч­ной жиз­ни. Друж­бу с Од­ри Юбер про­нес че­рез всю жизнь, она ста­ла его Да­мой серд­ца в сред­не­ве­ко­вом по­ни­ма­нии. Са­ма Од­ри счи­та­ла, что она «ро­ди­лась для то­го, что­бы но­сить одеж­ду, соз­дан­ную Юбе­ром». Пос­ле филь­мов «Саб­ри­на», «Завт­рак у Тиф­фа­ни», «За­бав­ная мор­даш­ка» в мо­ду вош­ли бе­лые блу­зы и уз­кие брю­ки. 4 фев­ра­ля 1955 года мо­дель­е­ру был вру­чен его пер­вый «Ос­кар» за кос­тю­мы к филь­му «Саб­ри­на». Для Хеп­берн в 1961 году Юбер соз­дал уз­кое чер­ное платье-фут­ляр без ру­ка­вов с прос­тым круг­лым вы­ре­зом. «Я всег­да ста­рал­ся де­лать ве­щи чис­ты­ми и прос­ты­ми. Фор­ма и си­лу­эт долж­ны под­чер­ки­вать дос­то­и­н­ства те­ла», — го­во­рил мас­тер.
Так вы­ра­бо­тал­ся стиль Жи­ван­ши — смесь утон­чен­ной женствен­нос­ти и прос­то­ты. Изящ­ные платья и юб­ки-тюль­па­ны, бе­зу­ко­риз­нен­ный де­кор из стра­зов, пайе­ток, вы­шив­ки, ма­лень­кие во­рот­нич­ки, слег­ка отс­та­ю­щие от шеи, соз­да­ва­ли об­во­ро­жи­тель­ный об­раз ле­ди, но всег­да арис­ток­ра­тич­ный. За­кон­чен­ность это­му об­ра­зу при­да­ли ду­хи, вы­пуск ко­то­рых на­чал­ся в 1957 го­ду. Свой пер­вый аро­мат Жи­ван­ши пос­вя­тил сво­ей му­зе и хо­тел наз­вать Audrey Hepburn, но Од­ри бы­ла про­тив. Ду­хи по­лу­чи­ли наз­ва­ние L’Interdit — «Зап­ре­щен­ное». Ог­ром­ную по­пу­ляр­ность при­об­ре­ли аро­ма­ты Amarige, Xeryus, Ysatis, Organza, а так­же кос­ме­ти­чес­кие ли­нии Givenchy Beaute и Swisscare for, став­шие зна­ком хо­ро­ше­го вку­са. Пос­лед­ни­ми пар­фю­мер­ны­ми но­вин­ка­ми от Givenchy ста­ли: мужс­кой аро­мат Givenchy pour Homme Blue Label (2004) и женс­кий So Givenchy (2004), Lucky Charms (2004), Organza First Light (2004), My Givenchy (2005) и Insense Ultramarine For Her (2005).
Из­де­лия Givenchy по­ко­ри­ли са­мых изыс­кан­ных жен­щин ХХ ве­ка: прин­цес­су Мо­на­ко Грейс Кел­ли, гер­цо­ги­ню Винд­зо­рс­кую, Жак­лин Она­сис, ба­ро­нес­су Рот­шильд, Уол­лис Симп­сон. «Мо­да — это уме­ние одеть­ся так, что­бы прой­ти по ули­це не­за­ме­чен­ным», — го­во­рил ку­тюрье. Ув­лек­шись ди­зай­ном, в 1976 году Юбер де­ко­ри­ру­ет ав­то­мо­биль «Лин­кольн» ком­па­нии «Форд», а за­тем оте­ли «Хил­тон» в Брюс­се­ле и Син­га­пу­ре. Мар­ка Givenchy ста­ла эта­ло­ном гар­мо­нии и эле­га­нт­нос­ти и при­об­ре­ла пок­лон­ни­ков во всем ми­ре.
Кре­до Юбе­ра де Жи­ван­ши сос­то­я­ло в по-с­ле­до­ва­тель­ном воп­ло­ще­нии в жизнь пла­то­но­вс­кой три­а­ды — кра­со­ты, доб­ра и гар­мо­нии в ис­ку­с­стве. Это пос­то­ян­ное стрем­ле­ние к со­вер­ше­н­ству и вы­со­кая тре­бо­ва­тель­ность к се­бе при­ве­ли пэ­ра вы­со­кой мо­ды Фран­ции к наг­ра­де «Зо­ло­той на­пе­рс­ток». В 1988 г. Жи­ван­ши про­дал свой Дом, но ос­та­вал­ся его арт-ди­рек­то­ром до 1996 года. «Ра­бо­та — моя страсть, она сох­ра­ня­ет мне мо­ло­дость», — го­во­рил ма­эст­ро. К 40-ле­тию прос­лав­лен­но­го До­ма в 1992 и в 1993 годах сос­то­я­лись рет­рос­пек­тив­ные по­ка­зы мо­де­лей в США и Япо­нии.
В ию­ле 1995 года про­шел пос­лед­ний по­каз кол­лек­ции ма­эст­ро hote couture. На нем прос­лав­лен­ный мо­дель­ер объ­я­вил о сво­ей отс­тав­ке и о том, что пос­вя­тил кол­лек­цию пер­со­на­лу, раз­де­лив­ше­му его лю­бовь к прек­рас­но­му. «Глав­ное — вов­ре­мя ос­та­но­вить­ся», — ска­зал Жи­ван­ши. И уе­хал в Моск­ву, соз­да­вать кос­тю­мы для ба­ле­та «Жи­зель» Ада­на в Боль­шом те­ат­ре.
На са­мом де­ле, еще в 80-е ему приш­лось рас­стать­ся со сво­ей пар­фю­мер­ной ли­ни­ей. Так слу­чи­лось, что боль­шая часть ак­ций До­ма Жи­ван­ши ока­за­лась в ру­ках од­но­го ак­ци­о­не­ра, ко­то­рый сна­ча­ла ку­пил с пот­ро­ха­ми весь Дом, а по­том пред­ло­жил са­мо­му гра­фу Юбе­ру де Жи­ван­ши по­ра­бо­тать в ка­че­ст­ве на­ем­но­го ку­тюрье. В мод­ном до­ме Givenchy на­ча­лась че­хар­да: в 1996 го­ду арт-ди­рек­то­ром До­ма был наз­на­чен Джон Галь­я­но, ко­то­ро­го уже в 1997-м сме­нил на этом пос­ту Алек­сандр Мак-Ку­ин. В 2001-м на это мес­то был приг­ла­шен 29-лет­ний Джу­ли­ан Мак-До­нальд. Ле­том 2004-го свою кол­лек­цию под мар­кой Givenchy предс­та­вил Ozwald Boateng. Вла­дель­цы ком­па­нии LYMH про­дол­жа­ли упор­но вли­вать «мо­ло­дое ви­но» аван­га­рд­ной бри­та­нс­кой мо­ды в «ста­рые ме­хи» прос­лав­лен­но­го До­ма. Так, утон­чен­ный стиль женствен­нос­ти и бе­зу­ко­риз­нен­но­го вку­са Юбе­ра де Жи­ван­ши ста­но­вит­ся ис­то­ри­ей.
Те­перь, ког­да его кол­лек­ции ста­ли дос­то­я­ни­ем му­зе­ев и ис­то­рии, он тво­рит свою мо­ду в лю­би­мом са­ду на Фран­цу­зс­кой Ривь­е­ре, на мы­се Сap Ferrat, где про­во­дит боль­шую часть го­да. Один из клю­че­вых прин­ци­пов Жи­ван­ши: «Мы ви­дим всех, нас — ник­то». Сад как бы все вре­мя скрыт от пос­то­рон­них глаз. Но в этом и сос­то­ит его осо­бая при­тя­га­тель­ность и не­пов­то­ри­мость. Как и его кол­лек­ции, его сад — тор­же­ст­во клас­си­ки. Вой­дя во вкус ар­хи­тек­тур­но-ин­терь­ер­ной работы, Жи­ван­ши лич­но раз­ра­бо­тал ди­зайн нес­коль­ких рос­кош­ных ев­ро­пейс­ких оте­лей. По­лу­чи­лось изящ­но, изыс­кан­но, прос­то.
Юбер де Жи­ван­ши ве­дет замк­ну­тый об­раз жиз­ни. Он ра­бо­та­ет кон­суль­тан­том от­де­ла кос­тю­мов аук­ци­о­на Christie’s. Не так дав­но вы­шел объ­е­мис­тый том с би­ог­ра­фи­ей ве­ли­ко­го ку­тюрье. В ра­бо­те над этим то­мом сам мо­дель­ер при­нял не­пос­ре­д­ствен­ное учас­тие.
Нес­мо­ря на свои 79, граф по-преж­не­му вы­сок, кра­сив и кре­пок.

Светлана Ермишко

* Продолжение. Начало в № 2—12, 2004 г., № 1—10, 2005 г., № 1, 2006 г.

Бродс­кая М. Инстру­мен­ты ус­пе­ха // Ателье. — 2005. — №2. — С. 44— 45: цв.ил.
Войт Р. За­кад­ри­ли // Vogue. — 2004. — №10. — С. 180: цв. ил.
Givenchy // Ателье. — 2004. — №8. — С. 15—16: цв. ил.
Ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ция мо­ды // Ателье. — 2004. — №5. — С. 8—13: цв. ил.
Фи­ла­то­ва Н. Пос­лед­ний оп­лот вы­со­кой мо­ды // Ка­ра­ван ис­то­рий. — 2004. — №8. — С.48—51: цв. ил.
Жи­ван­ши // Ер­ми­ло­ва Д. Ю. Ис­то­рия до­мов мо­ды.— М., 2003.— С. 116, 263: ил.
Жи­ван­ши // Ис­то­рия мо­ды с ХVIII по ХХ в.: Кол­лек­ция Инс­ти­ту­та кос­тю­ма Ки­о­то. — М., 2003. — С. 548, 608, 609: цв. ил.
Юбер де Жи­ван­ши // Нанн Д. Ис­то­рия кос­тю­ма, 1200—2000. — М., 2003. — С. 290: цв. ил.
Givenchy // Пи­рас К., Рот­цель Б. Ле­ди: Пу­те­во­ди­тель по мо­де и сти­лю. — М., 2003. — С. 94, 217, 254, 264.
Жи­ван­ши // Бал­да­но И.Ц. Мо­да ХХ ве­ка: Эн­цик­ло­пе­дия. — М., 2002. — С. 131 — 132: цв. ил.
Юбер де Жи­ван­ши // Мо­да и стиль. — М., 2002. — С. 254, 261—264, 280, 375, 382, 388, 412: цв. ил.
Givenchy // 1000 луч­ших мо­де­лей Вы­со­кой мо­ды.— М., 2002. — С. 256 — 263: цв. ил.
Жи­ван­ши // Ду­хи и мо­да / Пер. с англ. Морд­вин­це­вой Н. Б. — М., 2001. — С. 40—43: цв. ил.
Жи­ван­ши // Ве­ли­кие ку­тюрье и ди­зай­не­ры ХIХ— ХХ вв.: Учеб.по­со­бие в 2-х час­тях / Ав­тор-сост. Век­лич С. Н. — Ком­со­мольск-на-Аму­ре, 2001. — С. 13—19: ил.
Жи­ван­ши Юбер Джеймс // Ху­дож­ни­ки Боль­шо­го те­ат­ра: Ка­та­лог выс­тав­ки. Т. 2. — М., 2001. — С. 100.
Ула­но­ва А. Ув­ле­че­ния Юбе­ра Жи­ван­ши // До­мо­вой. — 2003. — № 11.
Юбер де Жи­ван­ши // Зе­линг Ш. Мо­да. Век мо­дель­е­ров: 1900—1999. — М., 2000. — С. 272—273: цв. ил.
Юбер Жи­ван­ши: Вос­по­ми­на­ния для бу­ду­ще­го // До­мо­вой. — 2000. — № 5. — С. 18: цв. ил.
Жи­ван­ши Юбер де // Nicolay-Mazery Cristiane de / The Private Houses of Paris. — London, 2000. — C. 75.
Givenchy Hubert de // Mc.Dowell C. Fashion today.— London, 2000. — С. 249, 358—359, 418: цв. ил.
Givenchy Hubert de // The fashion book. — London, 1998. — C. 195: ил.
Жи­ван­ши // Пар­фю­ме­рия и кос­ме­ти­ка. — 1998. — №2. — С. 48—49: цв. ил.
Givenchy Hubert de // Engelmeier P.W. Fashion in Film. — Munich–New York, 1997. — ил. №10, 19, 20, 66, 229, 230, 233, 235, 259.
…из Боль­шо­го // Ба­лет. — 1997. — но­яб. — дек. — С. 2—3: ил.
Ле­бе­дя­нс­кая Е. «Жи­зель» от ку­тюр // Боль­шой те­атр. — 1997. — 16 окт. — С. 1.
Край­няя М. Джентль­мен с зо­ло­ты­ми паль­ца­ми // Обоз­ре­ва­тель. — 1995. — №9. — С. 52—57: ил.
Жи­ван­ши // Ла­да. — 1989. — №2. — С. 40—53: ил.
Жи­ван­ши // Ла­тур А. Вол­шеб­ни­ки мо­ды от Ро­зы Бер­тен до Крис­ти­а­на Ди­о­ра. — Б/м. — Б/г. — С. 201—202.