Живанши, Юбер Джеймс Марсель Таффин де (Hubert James Marcel Taffin de Givenchy) — представитель дизайнеров золотого века высокой моды, олицетворение рафинированности, изыска и элегантной простоты.
Живанши принадлежит к стариному аристократическрому роду. Он родился 20 февраля 1927 года в маленьком французском городке Бове, что в Северной Франции. Отец будущего модельера, Люсьен Таффин де Живанши, был летчиком из того поколения романтиков, к которому принадлежал Сент-Экзюпери. Он погиб, когда Юберу было два года. Летчиком мальчик не стал ради матери, для которой гибель мужа оказалась трагедией всей ее жизни. Зато у парня очень рано обнаружилась страсть к моде.
Еще в семилетнем возрасте Юбер пробовал рисовать эскизы воображаемых туалетов для журналов мод. Мать поощряла интерес Юбера к искусству и прочила мальчику карьеру архитектора или юриста. Его дед был учеником знаменитого живописца Камиля Коро, он руководил производством декоративных тканей, коллекционировал старинные костюмы, флаги и мебель. Бабушка Юбера собирала самые невероятные вещи, например, лоскуты тканей, сохранившиеся от сшитых ею платьев. Это богатство хранилось в большой шкатулке, откуда маленький Юбер любил их вызволять и раскладывать на полу. В пятилетнем возрасте Юбер мог с закрытыми глазами отличить сатин от велюра и считал бархат самой приятной на ощупь материей.
Воспитывала будущего кутюрье мать, элегантность которой всегда восхищала сына. Незабываемое впечатление произвел на юного Юбера Павильон элегантности на Международной ярмарке в Париже в 1937 году, где было представлено 30 моделей наиболее известных французских Домов мод. И десятилетний Живанши решил стать модельером.
В 17 лет Живанши уехал в Париж, где поступил в школу Изящных Искусств. Он страстно увлекся живописью Ренессанса, парижским миром моды и много времени проводил в музеях, где изучал детали костюмов на полотнах старых мастеров. В 1945-м Юбер начинает работать для Дома мод Жака Фата — делает акварелью зарисовки моделей. В 1946-м он рисует модели для Дома мод Робера Пиге, а в 1947-м — для Люсьена Лелонга. С 1947 по 1951 год Живанши заведует бутиком Эльзы Скъяпарелли. Сотрудничество со столь знаменитыми и блистательными модельерами стало хорошей школой мастерства для Юбера. У эксцентричной и дерзкой Скъяпарелли начинающий модельер учился владению материалом, чистоте формы, поиску образа. Он создавал модели для других и мечтал о собственной коллекции.
В феврале 1952 года мечта Юбера сбылась. Заручившись финансовой поддержкой родственников, он открыл собственный Дом моды на улице Альфреда де Виньи. Ему было 25 лет. Первая же его коллекция имела головокружительный успех, хотя была представлена на суд всего лишь пятнадцати зрителей. Лицом компании стала Беттина Грациани (Bettina Graziani), модель и пресс-агент. Для нее Живанши и создал знаменитую «блузку Беттини» — скромную хлопчатобумажную белую блузку с поразительными черно-белыми воланами на рукавах. Один из туалетов этой коллекции был помещен на обложке журнала «Лайф». Так начался путь к славе художника, дизайнера, модельера Юбера де Живанши. Его модели имели огромный успех, и уже в 1953 г. были открыты бутики «Givenchy» в Риме, Цюрихе и Буэнос-Айресе.
В следующем году происходит еще одно очень важное событие в жизни Юбера. Он знакомится с великим модельером Кристобалем Баленсиагой, который на всю жизнь стал его кумиром, другом и учителем. Журналисты называли маэстро не иначе как «Кристобаль Великолепный». «У Баленсиаги я понял, что такое подлинное искусство конструкции», — говорил Юбер. Вместе они создали знаменитую модель «Sack dress» — свободное платье рубашечного покроя, расшитое тесьмой от плеч до подола. Одним из первых Живанши соединил в высокой моде минимализм и комфорт, повторяя при этом: «Женщина не просто носит платье. Она живет в нем». Именно Юбер де Живанши изобрел термин «прет-а-порте» и первым начал создавать коллекции готовой одежды. Его модели сочетали утонченный стиль, элегантность и женственность.
В 1956 году дом моды «Givenchy» переехал на авеню Георга Пятого. Модельер создал здесь коллекцию «hote couture». Для костюмов Юбер использовал роскошные яркие набивные или вышитые ткани. Лаконичные формы и оригинальная отделка его платьев имели большой успех. Живанши разрабатывал силуэты «трапеция», «шар», «капля». Музой модельера стала актриса Одри Хепберн. Он одевал ее и для съемок, и в обычной жизни. Дружбу с Одри Юбер пронес через всю жизнь, она стала его Дамой сердца в средневековом понимании. Сама Одри считала, что она «родилась для того, чтобы носить одежду, созданную Юбером». После фильмов «Сабрина», «Завтрак у Тиффани», «Забавная мордашка» в моду вошли белые блузы и узкие брюки. 4 февраля 1955 года модельеру был вручен его первый «Оскар» за костюмы к фильму «Сабрина». Для Хепберн в 1961 году Юбер создал узкое черное платье-футляр без рукавов с простым круглым вырезом. «Я всегда старался делать вещи чистыми и простыми. Форма и силуэт должны подчеркивать достоинства тела», — говорил мастер.
Так выработался стиль Живанши — смесь утонченной женственности и простоты. Изящные платья и юбки-тюльпаны, безукоризненный декор из стразов, пайеток, вышивки, маленькие воротнички, слегка отстающие от шеи, создавали обворожительный образ леди, но всегда аристократичный. Законченность этому образу придали духи, выпуск которых начался в 1957 году. Свой первый аромат Живанши посвятил своей музе и хотел назвать Audrey Hepburn, но Одри была против. Духи получили название L’Interdit — «Запрещенное». Огромную популярность приобрели ароматы Amarige, Xeryus, Ysatis, Organza, а также косметические линии Givenchy Beaute и Swisscare for, ставшие знаком хорошего вкуса. Последними парфюмерными новинками от Givenchy стали: мужской аромат Givenchy pour Homme Blue Label (2004) и женский So Givenchy (2004), Lucky Charms (2004), Organza First Light (2004), My Givenchy (2005) и Insense Ultramarine For Her (2005).
Изделия Givenchy покорили самых изысканных женщин ХХ века: принцессу Монако Грейс Келли, герцогиню Виндзорскую, Жаклин Онасис, баронессу Ротшильд, Уоллис Симпсон. «Мода — это умение одеться так, чтобы пройти по улице незамеченным», — говорил кутюрье. Увлекшись дизайном, в 1976 году Юбер декорирует автомобиль «Линкольн» компании «Форд», а затем отели «Хилтон» в Брюсселе и Сингапуре. Марка Givenchy стала эталоном гармонии и элегантности и приобрела поклонников во всем мире.
Кредо Юбера де Живанши состояло в по-следовательном воплощении в жизнь платоновской триады — красоты, добра и гармонии в искусстве. Это постоянное стремление к совершенству и высокая требовательность к себе привели пэра высокой моды Франции к награде «Золотой наперсток». В 1988 г. Живанши продал свой Дом, но оставался его арт-директором до 1996 года. «Работа — моя страсть, она сохраняет мне молодость», — говорил маэстро. К 40-летию прославленного Дома в 1992 и в 1993 годах состоялись ретроспективные показы моделей в США и Японии.
В июле 1995 года прошел последний показ коллекции маэстро hote couture. На нем прославленный модельер объявил о своей отставке и о том, что посвятил коллекцию персоналу, разделившему его любовь к прекрасному. «Главное — вовремя остановиться», — сказал Живанши. И уехал в Москву, создавать костюмы для балета «Жизель» Адана в Большом театре.
На самом деле, еще в 80-е ему пришлось расстаться со своей парфюмерной линией. Так случилось, что большая часть акций Дома Живанши оказалась в руках одного акционера, который сначала купил с потрохами весь Дом, а потом предложил самому графу Юберу де Живанши поработать в качестве наемного кутюрье. В модном доме Givenchy началась чехарда: в 1996 году арт-директором Дома был назначен Джон Гальяно, которого уже в 1997-м сменил на этом посту Александр Мак-Куин. В 2001-м на это место был приглашен 29-летний Джулиан Мак-Дональд. Летом 2004-го свою коллекцию под маркой Givenchy представил Ozwald Boateng. Владельцы компании LYMH продолжали упорно вливать «молодое вино» авангардной британской моды в «старые мехи» прославленного Дома. Так, утонченный стиль женственности и безукоризненного вкуса Юбера де Живанши становится историей.
Теперь, когда его коллекции стали достоянием музеев и истории, он творит свою моду в любимом саду на Французской Ривьере, на мысе Сap Ferrat, где проводит большую часть года. Один из ключевых принципов Живанши: «Мы видим всех, нас — никто». Сад как бы все время скрыт от посторонних глаз. Но в этом и состоит его особая притягательность и неповторимость. Как и его коллекции, его сад — торжество классики. Войдя во вкус архитектурно-интерьерной работы, Живанши лично разработал дизайн нескольких роскошных европейских отелей. Получилось изящно, изысканно, просто.
Юбер де Живанши ведет замкнутый образ жизни. Он работает консультантом отдела костюмов аукциона Christie’s. Не так давно вышел объемистый том с биографией великого кутюрье. В работе над этим томом сам модельер принял непосредственное участие.
Несморя на свои 79, граф по-прежнему высок, красив и крепок.
Светлана Ермишко
* Продолжение. Начало в № 2—12, 2004 г., № 1—10, 2005 г., № 1, 2006 г.
Бродская М. Инструменты успеха // Ателье. — 2005. — №2. — С. 44— 45: цв.ил.
Войт Р. Закадрили // Vogue. — 2004. — №10. — С. 180: цв. ил.
Givenchy // Ателье. — 2004. — №8. — С. 15—16: цв. ил.
Индивидуализация моды // Ателье. — 2004. — №5. — С. 8—13: цв. ил.
Филатова Н. Последний оплот высокой моды // Караван историй. — 2004. — №8. — С.48—51: цв. ил.
Живанши // Ермилова Д. Ю. История домов моды.— М., 2003.— С. 116, 263: ил.
Живанши // История моды с ХVIII по ХХ в.: Коллекция Института костюма Киото. — М., 2003. — С. 548, 608, 609: цв. ил.
Юбер де Живанши // Нанн Д. История костюма, 1200—2000. — М., 2003. — С. 290: цв. ил.
Givenchy // Пирас К., Ротцель Б. Леди: Путеводитель по моде и стилю. — М., 2003. — С. 94, 217, 254, 264.
Живанши // Балдано И.Ц. Мода ХХ века: Энциклопедия. — М., 2002. — С. 131 — 132: цв. ил.
Юбер де Живанши // Мода и стиль. — М., 2002. — С. 254, 261—264, 280, 375, 382, 388, 412: цв. ил.
Givenchy // 1000 лучших моделей Высокой моды.— М., 2002. — С. 256 — 263: цв. ил.
Живанши // Духи и мода / Пер. с англ. Мордвинцевой Н. Б. — М., 2001. — С. 40—43: цв. ил.
Живанши // Великие кутюрье и дизайнеры ХIХ— ХХ вв.: Учеб.пособие в 2-х частях / Автор-сост. Веклич С. Н. — Комсомольск-на-Амуре, 2001. — С. 13—19: ил.
Живанши Юбер Джеймс // Художники Большого театра: Каталог выставки. Т. 2. — М., 2001. — С. 100.
Уланова А. Увлечения Юбера Живанши // Домовой. — 2003. — № 11.
Юбер де Живанши // Зелинг Ш. Мода. Век модельеров: 1900—1999. — М., 2000. — С. 272—273: цв. ил.
Юбер Живанши: Воспоминания для будущего // Домовой. — 2000. — № 5. — С. 18: цв. ил.
Живанши Юбер де // Nicolay-Mazery Cristiane de / The Private Houses of Paris. — London, 2000. — C. 75.
Givenchy Hubert de // Mc.Dowell C. Fashion today.— London, 2000. — С. 249, 358—359, 418: цв. ил.
Givenchy Hubert de // The fashion book. — London, 1998. — C. 195: ил.
Живанши // Парфюмерия и косметика. — 1998. — №2. — С. 48—49: цв. ил.
Givenchy Hubert de // Engelmeier P.W. Fashion in Film. — Munich–New York, 1997. — ил. №10, 19, 20, 66, 229, 230, 233, 235, 259.
…из Большого // Балет. — 1997. — нояб. — дек. — С. 2—3: ил.
Лебедянская Е. «Жизель» от кутюр // Большой театр. — 1997. — 16 окт. — С. 1.
Крайняя М. Джентльмен с золотыми пальцами // Обозреватель. — 1995. — №9. — С. 52—57: ил.
Живанши // Лада. — 1989. — №2. — С. 40—53: ил.
Живанши // Латур А. Волшебники моды от Розы Бертен до Кристиана Диора. — Б/м. — Б/г. — С. 201—202.

