Февраль, когда-то звавшийся на Руси лютень, как будто опомнился и вдарил в этом году по нашим термометрам так, что невольно все вспомнили, чем крепка Россия — морозами. Уж в чем, в чем, а в этом мы и Америке, и Европе фору дадим. Уличная преступность снизилась, угон машин при таких температурах упал до нуля, продажи алкоголя выросли, а стало быть, отечественный производитель почивает на лаврах и, может быть, на радостях честно платит налоги, благосостояние граждан растет… Легко ли быть патриотом в нашей стране?
Мороз, окраина Петербурга. Три минуты пешком от метро — и вы в музее патриотического воспитания. Музей, созданный на базе Отдела по работе с юношеством ЦГПБ им. В. В. Маяковского, называется «Комната воинской славы 3 ДиПЛ Северного флота». «Кому-то это название не нравится, кто-то говорит, что советской пропагандой отдает. Я это название защищаю. Во-первых, это действительно комната, а во-вторых, это — воинской славы комната. Мы прославляем Третью дивизию атомных подводных лодок. Она этого достойна», — говорит главный методист Отдела по работе с юношеством и идеолог проекта Светлана Ильинична Крылова.
Объединим усилия!
Музей открылся не так давно, в декабре 2005-го. Но патриотическим воспитанием Отдел по работе с юношеством занимается уже не первый год, более того — на патриотическом воспитании он специализируется. Созданию «Комнаты славы…» предшествовала большая работа: здесь проводились тематические выставки, различные чтения, встречи, налаживались контакты с администрацией района.
В 2003 году администрация Отдела обратилась в Центральный военно-морской музей с просьбой предоставить во временное пользование выставку «Молодежь и военно-морской флот. Славные флотские традиции от поколения к поколению». Музей не возражал. Он уже предоставлял свои передвижные выставки в Нахимовское училище и в различные воинские части. А вот с библиотекой дел иметь ему еще не доводилось. Музей выдвинул условие — пять тысяч рублей в месяц за «аренду» экспозиции. А где их взять? За помощью библиотека обратилась в Муниципальный совет. Муниципальный совет — это самая ближайшая власть, и многие библиотеки налаживают сотрудничество с ней. «Мы сумели очень убедительно рассказать об этом проекте и о тех взаимовыгодных моментах, которые будут иметь и Муниципальный совет, и подростки, и библиотека. Нас выслушали и поддержали, — вспоминает Крылова. — Теперь мы участвуем в программе Муниципального совета. На 2006 год на программу по патриотическому воспитанию выделено 900 тысяч рублей. И юношеская библиотека тоже принимает в ней участие». Выставка «Молодежь и военно-морской флот…» имела большой успех. Она доказала, что современная молодежь интересуется историей нашей страны.
Светлана Ильинична полагает, что основная проблема людей, радеющих за патриотическое воспитание молодого поколения, заключается в их разобщенности, в несогласованности их действий, тогда как вопрос этот требует системного подхода. В этом должны участвовать и школа, и семья, и библиотека, и местные власти, и государство. То есть процесс должен быть непрерывным и разносторонним.
«Нам удалось создать целую систему, куда вошли местные власти муниципальных советов, все близлежащие школы (а на территории нашего муниципального образования № 21 их девять) два средних профессиональных училища и два подростково-молодежных клуба», — рассказывает Светлана Ильинична.
Подвиги мирного времени
Идея патриотического музея при библиотеке, по мнению Крыловой, заключается в том, чтобы дать ребенку информацию, пищу для размышления, но ни в коем случае не навязывать никакой идеологии. Главное — преподнести эту информацию правильно. То есть этот небольшой музей — своеобразный носитель информации, но с гораздо большими возможностями, чем какой-либо другой. Экспонаты здесь можно трогать руками, информацию получать — «из первых уст», от самих подводников, героев мирного и военного времени, которых регулярно приглашают сюда на различные мероприятия. Живое непосредственное общение — вот, что делает этот музей по-настоящему ценным, а работу его — эффективной. «Мы понимаем, что в библиотеке воспитать патриота очень трудно. Дети приходят сюда всего на час-полтора. Воспитывать патриота нужно семье. А библиотека может помочь в этом».
Музей дает небольшой срез новейшей истории — историю Третьей дивизии атомных подводных лодок в контексте событий 1960-х годов. Здесь школьник узнает и о Холодной войне, и о Карибском кризисе, и о стремлении США к мировому господству, и о тех трудностях, с которыми столкнулась наша страна в годы Холодной войны.
С Третьей дивизии, одного из подразделений Северного флота, начался отечественный атомный подводный флот: здесь испытывали первые реакторы, здесь развивалась ядерная энергетика страны, сюда, в Третью дивизию, поступили на вооружение первые атомные подводные лодки. Именно это соединение покорило Северный полюс, участвовало в освоении Мирового океана. «Наша задача — рассказать подросткам о тех моментах истории нашей страны, которыми они могут гордиться. А о них-то они как раз и не знают. Но это не их вина. В СМИ чаще рассказывают о том, как у нас все плохо. «Мы тоже решили рассказать кусочек истории, но — совсем другой, — комментирует экспозицию Крылова. — В 1960-е перед нашей страной возникла необходимость иметь атомный подводный флот. На дизельных подводных лодках мы уже не могли выйти в мировой океан, не могли контролировать ситуацию, тогда как США замечательно это делали. Мы ребятам рассказываем: для того чтобы в нашей стране был мир, надо иметь достаточную обороноспособность».
Есть в музее и история конструкторского бюро «Малахит», которое существует в Петербурге по сей день. Именно здесь была сконструирована первая атомная подводная лодка (АПЛ) — 627-го проекта. Оказывается, ее обтекаемую форму придумала женщина — Л. В. Калачева, создатель теории управляемости, ходкости и формы корпуса атомных подводных лодок. «Именно здесь — вот эти конструкторы, вот их лица — создавали проекты атомных подводных лодок. Когда ребята видят, что именно эта женщина придумала форму первой атомной подводной лодки, им это очень интересно. Вот макет этой лодки».
Макеты подводных лодок первого и второго поколения, образцы форм одежды моряков подводников, специальный гидрокомбинезон подводника, индивидуальный дыхательный аппарат, средства спасения, фотографии, звездный глобус, военно-морские флаги с АПЛ, стенды с любопытнейшей информацией, которую не найдешь в школьных учебниках, и даже горлышко от бутылки шампанского, которую разбили о корпус корабля при первом спуске на воду, — вот, что здесь можно увидеть. Часть экспозиции посвящена авариям на атомных подлодках и героям, которые ценой собственной жизни предотвращали аварии. Есть здесь, в частности, список личного состава погибшей К-3. «Мы рассказываем о легендарной К-3. Весь ее экипаж награжден. Вот командир первой атомной подводной лодки Леонид Гаврилович Осипенко — герой Советского Союза», — продолжает рассказ Светлана Ильинична.

Светлана Ильинична Крылова и Иван Иванович Пахомов
Третья дивизия не принимала участия в боевых действиях, но ребятам это говорит только о том, что подвиг можно совершить и в мирное время. Ведь именно эти люди обеспечивали нам мирную жизнь в самых сложных конфликтных ситуациях. На настоящий момент Третья дивизия расформирована, в этом году ей исполнилось бы 45 лет.
28 января 2006 года здесь, в Юношеском отделе библиотеки, прошла презентация книги Сергея Вячеславовича Апрелева «Под шорох наших дизелей». Капитан I ранга в запасе С. В. Апрелев прошел путь от штурмана до командира АПЛ. Он тоже тесно сотрудничает с библиотечным музеем, является автором многих публикаций в отечественной и зарубежной прессе, членом Международной ассоциации морского права (Париж) и ассоциации флотской прессы (Санкт-Петербург), а также автором и режиссером нескольких документальных фильмов. В свое время ему довелось побывать консультантом голливудского фильма «К-19», в котором повествуется о нашей подводной лодке. В своей книге он интересно рассказывает, в частности, и о том, как отстаивал в Голливуде «честь советского мундира».
Отдельного внимания заслуживает богатая коллекция фотографий, среди которых есть очень редкие. Панорамные снимки мест базирования Третьей дивизии — Западной Лицы, Гремихи. Военный городок, где жили моряки-подводники, пирсы с атомными лодками. Вот — верхневахтенный в кормовой части лодки в Гремихе, на севере. А вот тот же верхневахтенный в Красном море, архипелаг островов Дахлак, жара. Вот моряки празднуют День Нептуна. На одной из фотографий запечатлено вручение грамоты Нептуна, на другой — поцелуй Русалки. Надо сказать, Русалкой переодет один из моряков. Веселый народ, эти моряки!
Форма как содержание
Все экспонаты здесь настоящие. Никакого новодела. Все с атомных подводных лодок — форма, ордена, личные вещи. Есть, например, форма Ивана Федоровича Морозова, героя Советского Союза, капитана II ранга. В настоящий момент он капитан I ранга, жив-здоров, живет недалеко от музея и часто бывает здесь. Есть форма обыкновенного матроса маленького размера, но и служить на подводных лодках призываются молодые люди очень небольшого роста. Есть даже парадная форма контр-адмирала Ю. Н. Калашникова. Представлена тропическая форма одежды: ярко-голубого цвета пилотка, шорты, рубашка с коротким рукавом — в такой наши подводники служили на Кубе, в Анголе, Луанде.
Все дело — в личном участии
Экспозиция музея еще не сформирована до конца. Коллекции будут пополняться, будут новые витрины в морской стилистике, будут фотопортреты двенадцати героев Советского Союза. В настоящий момент здесь уже сделан специальный ремонт. На полу — линолеум «под морскую гальку». На потолке — «большая и малая медведицы» — это встроенные определенным образом галогенные лампочки. Самая большая лампочка — «полярная звезда». Ребятам рассказывают, как моряки ориентируются по звездам.

Как отметила Крылова, проект вышел недешевым. Деньги на его поэтапную реализацию выделяются муниципальным советом округа. Большое личное участие в этом приняли депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Павел Михайлович Солтан и Председатель Муниципального Совета муниципального округа №21 Валентина Дмитриевна Костина. В 2005 году Костина стала лауреатом Первой премии Дашковой Санкт-Петербургского библиотечного общества в номинации «Попечитель». «Библиотека может представить номинанта на эту премию по нескольким номинациям: попечитель, меценат, журналист, издатель. Этой премии уже 10 лет. Наш отдел представлял на присуждение этой премии Костину. Мы много работаем вместе. И дело не только в тех суммах, которые нам выделяют под наши проекты. Дело еще и в активном личном участии в делах нашего отдела, которое принимают и Костина, и Солтон», — отмечает главный методист. Непосредственное участие в создании музея принял и принимает по-прежнему Иван Иванович Пахомов, главный идеолог «Комнаты воинской славы…», научный консультант музея, капитан I ранга, потомственный моряк, ветеран и историограф Третьей дивизии. Он помогал музею с самого первого шага.
На торжественном открытии «Комнаты воинской славы 3ДиПЛ Северного флота», которое состоялось 22 декабря, помимо упомянутых выше, присутствовали также заместитель директора по научной работе библиотеки Ольга Юрьевна Устинова; заместитель директора по библиотечной работе Лариса Николаевна Викентьева, Президент Международной ассоциации общественных организаций ветеранов подводного флота и моряков-подводников адмирал Валентин Николаевич Поникаровкий, в прошлом — командующий девизии подводных ракетоносцев; Председатель Совета ветеранов 3-й ДиПЛ Северного флота вице-адмирал Геннадий Иванович Полюхович, а также — некогда командир лодки К-52, единственный герой Социалистического труда среди боевых командиров флота Валентин Павлович Рыков. С такими ветеранами, как верно подметила Светлана Ильинична, нашим детям ничего не страшно.
Быть частью целого
Музей является частью историко-патриотического центра, который формирует Отдел по работе с юношеством ЦГПБ им. В. В. Маяковского. В этот Центр входят школы и училища. Небольшая комната, где разместился музей, — своеобразная универсальная площадка, где можно проводить и исторические чтения, и встречи с ветеранами флота, и уроки — по физике (атомная энергетика), астрономии, истории (новейшей), географии. По мнению Крыловой, такая подача материала, как здесь, будоражит воображение ребенка, пробуждает в нем интерес к родной истории. «Воспитание патриота — это воспитание любви к родине», — считает главный методист.
Попасть сюда можно и минуя библиотеку — у музея есть отдельный вход. Открыт музей каждый день, и всякий любознательный подросток по дороге из школы может прийти сюда прямо с улицы. Прийти можно и целым классом. Экскурсии для групп организуются по предварительной договоренности.
Марина Евсеева

