Существует такой род любопытства, удовлетворение которого может принести человеку большую пользу — начиная от морального удовлетворения и заканчивая самоопределением, местом в жизни, найти которое бывает очень непросто. Узнать, кто твои предки и откуда, не значит ли найти себя? Продлить свою жизнь в прошлое и по-другому взглянуть на будущее и на историю вообще?
Как преодолеть утрату и искажение исторической памяти, отрыв от социальных корней? Составление генеалогических деревьев — один из способов реконструировать элементы социального бытия, помогающие самоопределению человека. 54 миллиона американцев принадлежат к семьям, которые уже искали или ищут свои корни.
Нет затерявшихся корней и родов, недостойных исследования. Если взяться за дело с умом и усердием, то история каждой семьи может стать поводом для написания увлекательной книги, полной любопытных фактов и впечатляющих подробностей, считает Т. В. Лохина. Л. Бирюкова полагает: «Вы, генеалоги, прогрессивнее любого Фоменко, вы выстраиваете настоящую историю, исследуя свой род, потому что единственная не поддающаяся искажению часть истории — смена поколений. Вот вы, все вместе, совершенно независимо друг от друга и от своих желаний, строите объективную картину истории… А узнать и полюбить всех своих предков, даже и таких, которых есть за что осуждать — верный шаг к психическому здоровью… Узнать и принять всю историю своей страны такой, как она была, без посыпания головы пеплом или неуместного ликования — верный путь к здоровью экономическому и идеологическому».
Составление карты рода требует не только расспроса близких и знакомых, но и поиска информации в Интернете, домашней и публичной библиотеках. «Скоро почувствуете, что мир необычайно тесен, и все мы зависим друг от друга». Так писала я в методичке года два назад. Я еще не знала, что меня ждало. Писала себе бодро: «Во многих странах процветают клубы однофамильцев, в которых не принято делить на наших (кровных) и не наших (только однофамильцев). В однофамильцах — догадываются члены этих клубов — есть что-то общее! И ведь в древнерусском менталитете кровные и некровные не столь сильно между собой разнились: дети боярские — не обязательно родные дети; иногда это ближайшие, доверенные слуги — телохранители, со-ратники, готовые положить жизнь за боярина. Именно это боярин и ценил. И давал им свою фамилию… Да и вообще, пока ты искал кого-то, ты с ним и так сроднился; и если ты пишешь о ком-то, то он твой герой; а автор героя любит, иначе ничего путного не напишет».
Далее я рассказывала об одном поиске «сверху» (с верхних ветвей генеалогического древа) — на примере девичьей фамилии матери. Когда-то, осваивая Интернет, я набрала фамилию «Огибалова» — а там указание, что фамилия старая, новгородско-псковская. В «Ономастиконе» Веселовского о родоначальниках сказано: «дети боярские, Cемен Яковлевич Кривошея и Иван Булат». И первая дата — 1495 год. Ведь чтобы знать, что представляет собой присоединенная Новгородская земля, по велению государя были посланы писцы переписать ее земли и население. В Деревской пятине (юго-восточная часть Новгородской земли) такая перепись проводилась с 1495 года. Так Огибаловых первый раз и переписали. Но не всех — а тех, кого не сослали под Рязань (ибо Иван III, присоединив Великий Новгород, верхушки его опасался и «перевел» аристократию для надзора поближе, земли ж ее отдал своим присным). Так в XV веке Огибаловы разделились на две ветви.
В XVI веке дети боярские Огибаловы оказались в заложниках у князя Курбского, первого русского диссидента. Он переписывался не только со своим родственником Иваном Грозным (его обличения политики царя стали памятником древнерусской литературы). Известно письмо, посланное по его поручению литовским гетманом князем А. И. Полубенским в Московию боярским детям Ивану Шабликину и Игнатию Огибалову: «Здесь у нас, Яков, твой человек взят, а Игнатьева жена, да сын да сноха; и будет тебе, Яков, человек надобен, и ты бы допытался книг княжь Андреевых Курбского, которые остались в Юрьеве… А будет книг не допытаешься и не приготовишь их, и мы человека твоего обесим».
Так вот просто — «обесим» (повесим). Книговед и историк А. Г. Глухов замечает, что таковы были нравы.
В Ленинке решила выяснить, чем дело кончилось — повесил «просвещенный воевода» Курбский шабликинского холопа или пощадил; освободил боярских детей Огибаловых или так и держал в заложниках. Увы! М. И. Слуховский, на которого ссылается А. Г. Глухов, лишь резюмирует: «Так или иначе, судьбой книги решалась жизнь “человека”. Это был прямой шантаж».
Позже Микула Огибалов (вероятно, сын Игнатия) был Иваном IV поставлен воеводой на крепость Керепеть. Шла Ливонская война, и крепость эта была яблоком раздора. Сначала ее завоевал датский принц Магнус, марионетка Ивана IV. (Иван и забрал крепость себе, поставив туда русский гарнизон.) Потом удача отвернулась от московского царя, и крепость пришлось отдать полякам. Папский легат Антонио Поссевино, который участвовал в мирных переговорах в конце 1581 года, пишет, что, по словам московитов, «Керепеть не укреплена, но я слышал от Пиотровского, что она находится во власти герцога Магнуса, брата датского короля, и нужно думать, что можно сделать для ее возвращения, чтобы нам выполнить свое обещание». Обещание кому? Шведам? Магнусу?
За якобы неукрепленную Керепеть и Новгородок московиты готовы были отдать три города. (Что ж в этой Керепети такого?) Но по Ям-Запольскому миру решено было уступить ее в обмен на псковские города и крепости.
Кому ключ от крепости Микула отдавал — полякам? шведам? Неужто кровавому шведскому наемнику, вырезавшему мирное население русских городов, Понтусу Делагарди?! Скажи, Микула Игнатьевич!
— Делагарда потомство мое и чрез четыреста лет вспомнит! Ночью спросят, тако скажут: «Делагард».
А и правда: ночью проснулась — давно это было, когда роман писала про средневековую Францию, — и вдруг подумала: «А как фамилия героини? Де ла Гард?». Само всплыло. В словаре посмотрела, обрадовалась — «хранитель, служитель, сиделка». (А Понтус был самозванцем; он не из древнего дворян-ского французского рода Делагарди. Он простолюдин Скоперье.)
Почему Микула Огибалов сказал «Делагард»? Потому же, почему итальянец Антонио Поссевино на Руси долго был «Поссевин». Если бы я со школьных лет Делагарди помнила, то так и сказала бы себе — с «и» на конце.
Что ж это такое — родовая память?
«В Соловках, в 1988 году, церковное пение внутренним слухом слышала, а только в феврале 2006 узнала, что псаломщиком там в 1713 году был монах Лаврентий Огибалов Словецкий» (из книги И. А. Чудиновой).
Смутное время, Офонасий Огибалов: «И голову стрелецково Офонасья Огибалова и Матфея Блаженкова и инех посадиша в тюрьму, а стрельцов роспустиша по пригородом, а псковских в слободу жити за Спаса за Мирожу реку».
Что ж, поехала в Псков на первый съезд библиотекарей Северо-Запада — выручать Офонасия. В областной научной библиотеке, в отделе краеведения, любопытные статьи из местных газет нашла. А потом в Москве, в книгах знаменитых историков — подробности о злоключениях псковских стрельцов (С. Ф. Платонов называл только должность Огибалова, а Д. И. Иловайский — и должность и фамилию.) Офонасий оказался не предателем Родины, а героем! Вступился за оклеветанных земляков — «менших людей», которых царь Василий Шуйский в Москве казнить хотел. Офонасий своей головой поручился, между прочим.
И спас.
А про Шуйского пишут одно плохое: «…Охотно слушал сплетни и доносы, которые “веселым лицем воспринимая и в сладости их послушати желаша”». Его открыто называли «блудником», «клятвопреступником», «пьяницей»; «Самовольный захват власти, самоуправство и жестокость… личные слабости Шуйского — все это лишало его правительство необходимой нравственной силы».
Нравственная сила была в народе. (А что, дети боярские не народ разве?!)
Руководил «постройкой стругов к первому Азовскому походу в Сокольске в 1695 году Огибалов Селиверст Артемьевич», «стольник Огибалов в городе Добром за одну эту зиму к полой воде построил 360 стругов». Повод заглянуть в трехтомник С. И. Елагина об истории Азовских походов. Нахожу в нем переписку Огибалова с Петром и Долгоруковым. И упоминание о небезызвестном гетмане Мазепе в связи с Брянском. Интернет выводит меня на книгу Н. И. Костомарова «Мазепа», читаю лекции С. Ф. Платонова о Петре. Опять читаю в РГБ труд С. И. Елагина. Потом дома — В. О. Ключевского и Н. М. Карамзина. Потом — С. М. Соловьева в Интернете. Потом — Пушкина. Потом — Д. И. Яворницкого в Интернете. Потом… многое и многое.
Домашние книги хороши тем, что их можно читать (и черкать), лежа в постели. Интернет хорош системой поиска: задал ключевое слово в «Поиске» — и умная программа сама ищет информацию в тексте. А Карамзин под подушкой? Это славно! Чувствуешь себя современником Пушкина.
Но это было только начало.
Чем дальше я углублялась в историю Петровского времени, тем больше у меня появлялось вопросов. Иногда неприятных. Иногда философских, безответных. Тем упорнее я зарывалась в книги и в Интернет.
Историки вдруг перестали отвечать моим запросам: не со всеми их взглядами я уже была согласна. А те, кто писал любезное мне, вдруг из Интернета таинственно исчезали. Я искала новых историков (что было очень полезно).
Вот меланхолическое: «…и никакого парусного и канатного дела мастеров в Брянске нет…» И Указ Петра о постройке в Брянске мореходных стругов для плавного похода (апрель 1697 года). Значит, на новое дело стольника Огибалова из Доброго послали. Почему именно его оторвали с насиженного места на реке Воронеж? Легок на подъем, но упрям. Начальники разглядели. Петр или
Я. Ф. Долгоруков? А может, оба?
Выписка о строении стругов в Брянске для плавного похода 1698 года: «По указу Великого Государя Царя… велено стольнику Селиверсту Огибалову сделать в Брянске под хлебные запасы и для военного плавного походу боярина и воеводы князя Якова Федоровича Долгорукова полку его с ратными людьми под Очаков и под иные бусурманские порты и для наводу под Киевом на реке Днепре живого моста 300 стругов, да 60 лодок заоцкими 8-ю городами» (далее следует перечень сих городов). И ответ: «В прошлом 206 году к В. Г. к Москве в разряд писал из Брянска Селиверст Огибалов: нынешним де заоцких городов работным людям дело мореходных судов не в обычай, потому что де в прошлом в 205 году такие мореходные струги делали мастеры иноземец Иван Ренс да присланные с Москвы плотники и работные люди севского полку городов. И о присылке б с Москвы в Брянск к мореходным стругам прежнего мастера Ивана Ренса, который в прошлом в 205 году у того дела был, для того, чтобы такое дело ему на обычай, также и плотников велел бы ему В. Г. указ учинить».
И вот, как в сказке: «…Января в 31 числа по указу В. Г. посланы его, В. Г., грамоты в городы в Переяславль-Залесский, в Ростов, в Ярославль к воеводам велено им в тех городах выбрать из посадских и из уездных людей плотников во всяком городе по указанному числу их… И по указу В. Г. присланные из городов плотники с Москвы из разряду посланы в Брянск к струговому делу к Селиверсту Огибалову февраля в разных числах».
«Отписку стольника Огибалова князю Долгорукову о присылке в Брянск людей и припасов для строения стругов, 1698 года марта 21» не поленилась, переписала полностью и в статью свою вставила. Письмо не начальнику, Головину, а «смежнику», Я. Ф. Долгорукому: авось, совесть нации (так его воспринимали современники) поможет, подтолкнет застопорившееся дело.
И помог! 26 мая 1698 года С. А. Огибалов пишет государю отчет о сделанных стругах: «…а брянский воевода, стольник Иван Пыжов, без твоего, В. Г., указу и без грамоты из разряду тех остаточных 20 мореходных судов да бота не принимает, и о приеме тех остаточных мореходных судов и запасы стругов и железных котлов и иных снастей что ты, В. Г., укажешь?». Неожидан вопрос Петру в конце длинного повествовательного письма. Настойчив Огибалов; радеет о деле, и царя теребит. Петр издает указ (или от его имени Головин): выделить людей для приемки кораблей в Брянск.
«О(б)гибать», «обогнуть» — это не только обмануть, сплутовать (как написано в словаре В. И. Даля), но и избегнуть, уклониться. Что является предметом такого уклонения для Огибаловых? Трудности жизни? Отнюдь. Предметом уклонения является зло, бесчестие, нарушение нравственных норм. Современники унижаются, умаляют свое достоинство ради спасения жизни — и кто бросит в них камень! Огибаловым кланяться тяжело. Чудаки! Ниже поклонишься — больше получишь. Вот и пестрят бумаги семнадцатого века уменьшительными именами: Демка, Алексашка, Гришка, Ивашка.
Уменьшительного имени Сильвестра Артемьевича я не знаю. Если он кланяется в письмах Петру, то во множественном числе (то есть от лица организации) «мы, холопи твои». Вроде и начал известное движение — ан, нет! Остановился. Обманул. Обогнул. Ограничился наименьшим из возможных унижений? (А любимому Я. Ф. Долгорукову пишет от первого лица — «я» — и тоже без имени.)
В. О. Ключевский отмечает, что Петр в самом начале столетия запретил писать уменьшительными именами, падать перед царем на колени, зимою снимать шапки перед дворцом, рассуждая так об этом: «К чему унижать звание, безобразить человеческое достоинство? Менее низости, больше усердия к службе и верности ко мне и государству — таков почет, подобающий царю…» А если б никто к царю так уже не обращался в семнадцатом веке — пришло бы ему в голову издавать указ о запрещении уменьшительных имен в обращении? Новая установка у него исподволь формировалась. С. А. Огибалов, возможно, невзначай подсказал Петру новую формулу обращения, точнее, поменял вес и значение существовавших форм.
Впереди — Полтава. «Сам Петр долго колебался, избегая главного сражения, яко зело опасного дела» (А. С. Пушкин). Жил в Свенском монастыре, ходил на службы, во время коих размышлял мучительно, глядя — кто знает? — на серебряное кадило с алмазами. Кадило подарил монастырю в 1699 году стольник Сильвестр Огибалов.
До славной Полтавы Сильвестр не дожил; умер в 1706-м. Когда узнала об этом из Интернета — почему-то заплакала.
Где ныне то кадило, где роскошные подарки русских царей — неизвестно: богатейший монастырь был разграблен; специально построенный для Петра домик внутри монастыря разломан; дошел до наших дней посаженный Петром дуб.
«…Разыскивая и находя, мы осваиваем малоизученные или совсем неведомые края на “карте прошлого”, присоединяем его к своему настоящему и будущему. Подобные завоевания нам очень нужны». (Н. Эйдельман) Нам-то наши любительские изыскания нужны, а специалистам? Часто историки проходят мимо обычных людей, используют их записки (челобитные и пр.) как колоритный гарнир к основному блюду — великим людям и событиям. И малых сих, безвестных честных тружеников, нередко в исторических документах затирают удачливые карьеристы, приписывая их деяния себе, рапортуя начальству о якобы своих успехах.
Родственники-однофамильцы — это адвокаты канувших в Лету деятелей. Движет ими любовь. Пристрастное копание в документах и сочинениях историков помогает восстановить историческую истину — реформы «сверху» свершаются не только волей того, кто наверху, но и поведением, жизненной позицией лиц «снизу». Иначе не будет у нации Истории. Нет, не так. Иначе не будет нации, а будет, в лучшем случае, народность. Вместо субъекта истории — объект.
Ольга Леонидовна Кабачек, заведующая отделом социально-педагогических проблем детского чтения Российской государственной детской библиотеки, Москва

