По волнам исторической памяти. Мо­жет ли те­ле­ви­де­ние быть пат­ри­о­тич­ным?

Кино и телевидение — самый короткий путь к умам и сердцам публики. Кино дает если не основную, то дополнительную информацию об историческом периоде, телевидение — о настроениях, бытующих в обществе. Эти два сильнейших канала информационного влияния и сегодня играют ведущую роль в формировании готовности защищать свою родину.
Может ли те­ле­ви­де­ние быть пат­ри­о­тич­ным? Ес­ли се­год­ня за­дать этот воп­рос лю­бо­му про­дю­се­ру или топ-ме­нед­же­ру фе­де­раль­но­го ка­на­ла, то в луч­шем слу­чае ре­ак­ци­ей бу­дет не­до­у­ме­ние, в худ­шем — рез­кое от­ри­ца­тель­ное по­ка­чи­ва­ние го­ло­вой: мол, ка­кой тут пат­ри­о­тизм, ког­да рей­тин­ги нуж­ны, а не про­па­ган­да. Ес­ли учесть, что кро­ме нес­коль­ких ка­на­лов, на­хо­дя­щих­ся в струк­ту­ре Все­рос­сийс­кой Го­су­да­р­ствен­ной те­ле­ра­ди­о­ком­па­нии (ВГТРК), в сов­ре­мен­ном те­ле­э­фи­ре ве­ща­ют иск­лю­чи­тель­но част­ные ка­на­лы, то пред­по­ла­га­е­мая ре­ак­ция те­ле­де­я­те­ля на воп­рос о пат­ри­о­тиз­ме не ка­жет­ся столь уж и фан­тас­тич­ной.
С по­ня­ти­ем пат­ри­о­тиз­ма у нас в пос­лед­нее вре­мя про­ис­хо­дят стран­ные ме­та­мор­фо­зы. Ес­ли мня­щие се­бя ли­бе­ра­ла­ми по­ли­ти­ки и жур­на­лис­ты хо­тят уни­зить и ос­кор­бить оп­по­нен­та, то они с пло­хо скры­ва­е­мым ехид­ством име­ну­ют его, в луч­шем слу­чае, «пат­ри­о­том», в худ­шем — «на­ци­о­нал-пат­ри­о­том». А в дис­кус­си­ях о люб­ви к Оте­че­ст­ву пов­се­ме­ст­но ци­ти­ру­ют афо­ризм о том, что «пат­ри­о­тизм есть пос­лед­нее при­бе­жи­ще не­го­дяя». Для справ­ки: эту фра­зу бро­сил в свое вре­мя Сэ­мю­эл Джон­сон, ма­ло­из­ве­ст­ный анг­лийс­кий пи­са­тель во­сем­над­ца­то­го ве­ка. Толь­ко ею он и за­пом­нил­ся. Но мне го­раз­до боль­ше по ду­ше фра­за аме­ри­ка­нс­ко­го морс­ко­го офи­це­ра Сти­ве­на Дей­ке­те­ра, ска­зав­ше­го од­наж­ды не без гор­дос­ти: «Пра­ва она или нет — это на­ша стра­на».
Вы не об­ра­ща­ли вни­ма­ния, как иные пра­воф­лан­го­вые ли­бе­ра­лы упот­реб­ля­ют в по­ли­ти­чес­ком кон­те­кс­те сло­во­со­че­та­ние «эта стра­на», имея в ви­ду Рос­сию? Так и хо­чет­ся ска­зать, что это они жи­вут в «этой стра­не», а мы жи­вем — в НА­ШЕЙ. И ни­че­го пос­тыд­но­го в том, что­бы приз­на­вать­ся в люб­ви к ро­ди­не, я не ви­жу. Тем не ме­нее, дис­кус­сии о пат­ри­о­тиз­ме про­дол­жа­ют­ся. В том чис­ле и на те­ле­эк­ра­не. Мож­но вспом­нить, как вре­мя от вре­ме­ни под­ни­ма­ют эту те­му во «Вре­ме­нах» Вла­ди­ми­ра Поз­не­ра или в ток-шоу «К барь­е­ру!» Вла­ди­ми­ра Со­ловь­е­ва. И гра­дус этих дис­кус­сий всег­да вы­сок. Од­на­ко вы­яс­ня­ет­ся, что мы бо­им­ся го­во­рить о пат­ри­о­тиз­ме час­то и тем бо­лее — с те­ле­эк­ра­на.
Ник­то не спо­рит с тем, что очень лег­ко прев­ра­тить пат­ри­о­тизм в на­ци­о­на­лизм и не­тер­пи­мость к лю­дям дру­гой ра­сы и на­ци­о­наль­нос­ти. Осо­бен­но те­перь, в век раз­ви­тых ин­фор­ма­ци­он­ных сис­тем и пос­то­ян­но­го со­вер­ше­н­ство­ва­ния ка­на­лов мас­со­во­го воз­дей­ствия на ау­ди­то­рию. Мож­но ска­зать, что от пат­ри­о­тиз­ма до шо­ви­низ­ма и ксе­но­фо­бии — один шаг. В та­ком слу­чае тем бо­лее важ­но дать пат­ри­о­тиз­му чет­кое и конк­рет­ное оп­ре­де­ле­ние. И для это­го хо­ро­шим подс­порь­ем мо­жет ока­зать­ся но­вая те­ле­ком­па­ния «Звез­да», ру­ко­во­д­ство ко­то­рой по­пы­та­лось взва­лить на свои пле­чи столь тя­же­лое иде­о­ло­ги­чес­кое и твор­чес­кое бре­мя.
Год на­зад, в ка­нун Дня за­щит­ни­ка Оте­че­ст­ва, в Моск­ве сос­то­я­лась пре­зен­та­ция но­вой рос­сийс­кой те­ле­ком­па­нии «Звез­да». Мно­гие СМИ наз­ва­ли ее тог­да пат­ри­о­ти­чес­ким те­ле­ви­зи­он­ным ка­на­лом. Ви­ди­мо, то, что она бы­ла соз­да­на на ба­зе Цент­раль­ной те­ле­ви­зи­он­ной и ра­ди­о­ве­ща­тель­ной сту­дии Ми­нис­те­р­ства обо­ро­ны, и да­ло по­вод мно­гим СМИ го­во­рить, буд­то в Рос­сии про­ис­хо­дит ми­ли­та­ри­за­ция всех сфер жиз­ни. А ког­да из уст ми­ни­ст­ра обо­ро­ны проз­ву­ча­ло пред­ло­же­ние ввес­ти в шко­лах уро­ки на­чаль­ной во­ен­ной под­го­тов­ки, то уп­ре­ки в ми­ли­та­ри­за­ции уси­ли­лись не­од­нок­рат­но. Де­ло кон­чи­лось тем, что уже и ло­яль­ный к Рос­сии ка­нал «Euronews» вы­дал в эфир сю­жет, где все уп­ре­ки в «из­лиш­ней пат­ри­о­тич­нос­ти» бы­ли сум­ми­ро­ва­ны.
Ве­ро­ят­но, мно­гим приш­лось не по вку­су, что в на­шем Оте­че­ст­ве всерь­ез за­ду­ма­лись о не­об­хо­ди­мос­ти вос­пи­та­ния пат­ри­о­тиз­ма у под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния. И не толь­ко за­ду­ма­лись, но и прис­ту­пи­ли к ре­ши­тель­ным действи­ям.
Ес­ли же вни­ма­тель­но про­а­на­ли­зи­ро­вать то, что нам по­ка­зы­ва­ют иные ка­на­лы, ве­ща­ю­щие на всю Рос­сию, то Пен­та­гон дол­жен бу­дет им вмес­те с ФБР и ЦРУ вы­пи­сать со­лид­ную пре­мию в ва­лю­те за про­па­ган­ду под­ви­гов бра­вых аме­ри­ка­нс­ких спец­на­зов­цев, пе­хо­тин­цев, мо­ря­ков, раз­вед­чи­ков, да и прос­то сол­дат с офи­це­ра­ми. По­жа­луй, толь­ко 23 фев­ра­ля и 9 мая рос­сийс­кие те­лез­ри­те­ли и мо­гут смот­реть луч­шие оте­че­ст­вен­ные лен­ты о под­ви­гах во­ен­но­го и мир­но­го вре­ме­ни.
Од­на­ко сто­ит празд­ни­ку прой­ти, как те­ле­ка­на­лы вновь об­ра­ща­ют­ся к при­выч­но­му по­ка­зу за­о­ке­а­нс­ко­го ки­но. За­час­тую не очень вы­со­ко­го ка­че­ст­ва. По оцен­кам экс­пер­тов, се­год­ня до­ля филь­мов иност­ран­но­го про­из­во­д­ства в те­ку­щей сет­ке ве­ща­ния на раз­ных ка­на­лах в сред­нем сос­тав­ля­ет от 50 до 60 %, при­чем у аме­ри­кан­цев здесь пре­и­му­ще­ст­во. Спе­ци­а­лис­та­ми подс­чи­та­но, что на 17 те­ле­ка­на­лах, ко­то­рые тех­но­ло­ги­чес­ки воз­мож­но при­ни­мать в круп­ных рос­сийс­ких го­ро­дах, в сред­нем де­мо­н­стри­ру­ет­ся 250–270 филь­мов и се­ри­а­лов в не­де­лю. Рос­сийс­кая ки­ноп­ро­дук­ция сос­тав­ля­ет в этом объ­е­ме ве­ща­ния при­мер­но 80–90 наз­ва­ний, то есть ОД­НУ ТРЕТЬ. Тог­да как аме­ри­ка­нс­кая про­дук­ция — 115–120 филь­мов и се­ри­а­лов, то есть око­ло 40 %. Так и хо­чет­ся спро­сить тех же те­леп­ро­дю­се­ров: «Мы жи­вем в Рос­сии или где?»
Прош­ло­год­ний опыт празд­но­ва­ния 60-ле­тия по­бе­ды по­ка­зал, что у на­ше­го те­ле­ви­де­ния есть от­мен­ные твор­чес­кие воз­мож­нос­ти для раз­ви­тия пат­ри­о­ти­чес­кой те­мы в эфи­ре. Бы­ло бы же­ла­ние. В пред­ве­рие юби­лея Ве­ли­кой По­бе­ды та­кое же­ла­ние бы­ло поч­ти у всех ка­на­лов. Тог­да-то мы и уви­де­ли, что у нас все-та­ки бы­ло мощ­ное и впе­чат­ля­ю­щее ки­но о том, как сра­жал­ся наш на­род на фрон­тах Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной! Но в боч­ке эфир­но­го ме­да не обош­лось без нес­коль­ких ло­жек ки­не­ма­тог­ра­фи­чес­ко­го и те­ле­ви­зи­он­но­го дег­тя.
С грустью при­хо­ди­лось конс­та­ти­ро­вать, что в эфир те­ле­ка­на­лов хлы­нул це­лый по­ток стран­ных се­ри­а­лов и до­ку­мен­таль­ных лент, в ко­то­рых о под­ви­гах и ге­ро­из­ме прос­тых лю­дей не бы­ло ска­за­но ни сло­ва. Бы­ла и дру­гая край­ность: Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная вой­на со­ве­тс­ко­го на­ро­да предс­та­ла в ря­де прог­рамм и до­ку­мен­таль­ных и иг­ро­вых те­ле­филь­мов как не­кое до­сад­ное не­до­ра­зу­ме­ние, ме­ша­ю­щее иным ге­ро­ям кра­си­во жить и лю­бить. Та­кое впе­чат­ле­ние про­из­вел се­ри­ал «Звез­да эпо­хи» (Пер­вый ка­нал), пос­вя­щен­ный судь­бе акт­ри­сы Ва­лен­ти­ны Се­ро­вой. Пос­мот­рев этот фильм, мож­но по­ду­мать, что во вре­мя вой­ны со­ве­тс­кие лю­ди толь­ко и де­ла­ли, что при­ез­жа­ли в от­пуск с фрон­та, пи­ли шам­па­нс­кое и да­ри­ли друг дру­гу цве­ты.
Мо­да на чрез­мер­ную пер­со­ни­фи­ка­цию гло­баль­ной тра­ге­дии обо­ра­чи­ва­ет­ся тем, что, ес­ли ве­рить не­ко­то­рым до­ку­мен­таль­ным се­ри­а­лам, ис­ход вой­ны ре­шал­ся не на по­лях сра­же­ний, в бо­ло­тах и гря­зи, а в уют­ной ти­ши штаб­ных ка­би­не­тов и на за­го­род­ных ре­зи­ден­ци­ях ру­ко­во­ди­те­лей во­ю­щих дер­жав. Та­ков был те­ле­се­ри­ал «Бес­сме­рт­ная вой­на» (Пер­вый ка­нал), где пос­ле­до­ва­тель­но рас­ска­за­но о Гит­ле­ре (!пер­вым но­ме­ром. — С. И.), Руз­вель­те, Чер­чил­ле и Ста­ли­не. Адольф Ши­кельг­ру­бер во­об­ще ока­зал­ся «звез­дой» рос­сийс­ко­го те­ле­эк­ра­на в предъ­ю­би­лей­ные дни 2005 го­да. На ка­на­ле «Куль­ту­ра» по­ка­за­ли, нап­ри­мер, до­ку­мен­таль­ный анг­лийс­кий фильм «План убий­ства Гит­ле­ра», а за­тем — «Смерть Гит­ле­ра. Пос­лед­ний отс­чет» (то­же Ве­ли­коб­ри­та­ния). Ко­неч­но, в этих лен­тах не идет речь о том, что­бы оп­рав­дать гла­ва­ря не­мец­ких на­цис­тов, но при­су­щая за­пад­ным те­ле­жур­на­лис­там ин­то­на­ция объ­ек­тив­нос­ти в по­ве­ст­во­ва­нии сме­ща­ет ак­цен­ты и не да­ет оцен­ки то­му го­рю и стра­да­ни­ям, ко­то­рые этот ге­ний зла при­нес че­ло­ве­че­ст­ву.
С нрав­ствен­ными оцен­ка­ми со­бы­тий прош­ло­го во­об­ще ста­ло пло­хо на на­шем те­ле­ви­де­нии. Мож­но, ко­неч­но, не за­ме­чать ис­те­рик гос­тей мно­гих те­леп­рог­рамм, нап­ри­мер, Ва­ле­рии Но­вод­во­рс­кой («К барь­е­ру!», НТВ), при­зы­вав­шей Рос­сию по­ка­ять­ся за то, что мы ос­во­бо­ди­ли Вос­точ­ную Ев­ро­пу от фа­шиз­ма (!?). Но ес­ли мы го­то­вы про­щать стра­нам воз­рож­де­ние куль­та СС и на­циз­ма, то грош це­на нам как по­бе­ди­те­лям. За при­ме­ра­ми хо­дить да­ле­ко не на­до. Дос­та­точ­но об­ра­тить вни­ма­ние на При­бал­ти­ку с ее мар­ша­ми быв­ших эсе­сов­цев и при­тес­не­ни­я­ми рус­ско­го на­се­ле­ния. Вот, о чем на­до рас­ска­зы­вать с те­ле­эк­ра­на.
По­ни­маю, что у мно­гих про­дю­се­ров и ре­жис­се­ров прос­то ру­ки че­шут­ся снять неч­то та­кое, где бы пол­ностью бы­ли пе­рес­мот­ре­ны и ито­ги вой­ны, и не­ко­то­рые ис­то­ри­чес­кие пер­со­на­жи, в ней участ­во­вав­шие. Так, ка­нал НТВ, пы­та­ясь сох­ра­нить сла­ву са­мо­го ра­ди­каль­но­го субъ­ек­та ве­ща­ния, окон­ча­тель­но и бес­по­во­рот­но за­пу­тал зри­те­ля, за­ме­нив без пре­дуп­реж­де­ния «Че­ло­ве­ка вой­ны» на се­ри­ал «Пос­лед­ний бой майо­ра Пу­га­че­ва». Вот и га­дал зри­тель, что он смот­рит: то ли се­ри­ал про пар­ти­зан, то ли фильм про со­ве­тс­ких во­ен­ноп­лен­ных, то ли кар­ти­ну про зэ­ков на Ко­лы­ме. Пу­та­ни­ца в прог­рам­ме есть оче­вид­ное от­ра­же­ние пу­та­ни­цы в го­ло­вах соз­да­те­лей иных те­лет­во­ре­ний.
За­то как при­ят­но я был удив­лен, ког­да в майс­кие юби­лей­ные дни на ка­на­ле «Куль­ту­ра» по­ка­за­ли ста­рый чер­но-бе­лый фильм про раз­вед­чи­ка Ио­ган­на Вай­са (он же — Алек­сандр Бе­лов). Се­год­ня тет­ра­ло­гия Вла­ди­ми­ра Ба­со­ва «Щит и меч» смот­рит­ся ед­ва ли не как пол­ная эс­те­ти­чес­кая и че­ло­ве­чес­кая аль­тер­на­ти­ва то­му ки­но, в ко­то­ром ито­ги По­бе­ды под­вер­га­ют­ся сом­не­ни­ям, а иног­да и вов­се де­за­ву­и­ру­ют­ся. Очень бы хо­те­лось по­доб­ным го­ре-те­ле­де­я­те­лям на­пом­нить о том, что в Рос­сии, го­во­ря сло­ва­ми ге­роя филь­ма «Под­виг раз­вед­чи­ка», всег­да сни­ма­ли ки­но про на­шу по­бе­ду.
Пат­ри­о­ти­чес­кая те­ма на те­ле­эк­ра­не в ны­неш­них ус­ло­ви­ях обост­рен­но­го про­ти­вос­то­я­ния не­ко­то­рых кон­фес­сий не­мыс­ли­ма вне кон­те­кс­та воп­ро­сов ве­ры. По­э­то­му осо­бый раз­го­вор нын­че ве­дет­ся вок­руг спе­ци­аль­но­го пра­вос­лав­но­го те­ле­ка­на­ла «Спас», яв­но ори­ен­ти­ро­ван­но­го на комп­лекс хрис­ти­а­нс­ких идей и ве­ро­ва­ний, час­то со­пу­т­ству­ю­щих па­ра­диг­ме пат­ри­о­ти­чес­ко­го мыш­ле­ния. Хо­тя имен­но в этом пунк­те ча­ще все­го стал­ки­ва­ют­ся ин­те­ре­сы церк­ви и светс­ко­го об­ще­ст­ва. О чем и сви­де­тель­ству­ет тща­тель­но раз­ду­ва­е­мый нын­че с по­мощью ме­диа скан­дал из-за ка­ри­ка­тур, опуб­ли­ко­ван­ных в Да­нии. Ре­ли­ги­оз­ное неп­ри­я­тие ри­сун­ков, изоб­ра­жа­ю­щих про­ро­ка Му­хам­ме­да, об­ре­ло чер­ты пос­то­ян­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го по­во­да, по­ли­ти­чес­кая сос­тав­ля­ю­щая ко­то­ро­го уси­ли­ва­ет­ся не­отв­ра­ти­мо.
Имен­но по­ли­ти­чес­кая сос­тав­ля­ю­щая вку­пе с биз­нес-функ­ци­ей сов­ре­мен­но­го те­ле­ви­де­ния не да­ет за­быть о том, что пат­ри­о­тизм до­ро­го сто­ит: и в смыс­ле зат­рат на про­из­во­д­ство прог­рамм, и в смыс­ле твор­чес­ких идей. Гло­ба­ли­за­ция сов­ре­мен­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва, в ко­то­ром мы су­ще­ст­ву­ем не­за­ви­си­мо от наз­ва­ния го­су­да­р­ства и его ге­ог­ра­фи­чес­ко­го по­ло­же­ния, ста­вит на по­ве­ст­ку дня на­сущ­ный воп­рос о на­ци­о­наль­ной са­мо­и­ден­ти­фи­ка­ции рус­ских. К со­жа­ле­нию, оте­че­ст­вен­ное те­ле­ви­де­ние с боль­шой ос­то­рож­ностью от­но­сит­ся к на­ци­о­наль­но­му воп­ро­су во всех его жан­ро­вых и ин­фор­ма­ци­он­ных про­яв­ле­ни­ях. Ос­та­ва­ясь, тем са­мым, в сто­ро­не от пат­ри­о­тиз­ма как од­но­го из ос­нов­ных трен­дов в сво­ей эфир­ной прак­ти­ке.
И ес­ли от­ве­чать на воп­рос, ко­то­рый вы­не­сен в за­го­ло­вок этих за­ме­ток, то очень хо­чет­ся ска­зать: «Да!». Од­на­ко путь к ре­а­ли­за­ции по­доб­ной идеи на прак­ти­ке, как ви­дим, весь­ма тру­ден.

Сергей Николаевич Ильченко, заведующий кафедрой радио и телевидения факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, доцент, кандидат искусствоведения