Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном авторитете.
В. В. Путин
Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете духовно-нравственных ценностей и патриотизме. В последнее время для россиян это особенно актуально.
Российские реформы последних десятилетий многое изменили в сознании людей. Обозначились новые социальные ориентиры и нравственные ценности, противоречащие традиционному мировоззрению и миропониманию — россиянам было предложено поменять свои нравственные устои на чужеродные, неприемлемые для традиционной российской культуры. Но обществом эти новые устои частично отторгаются. Определяющим фактором этого отторжения явилось даже не советское воспитание, а историческая память народа, его этнический генотип. Еще Ф. М. Достоевский говорил, что народы движутся иной силой, нежели наука и промышленность; народы живы до тех пор, пока ими владеет великая идея, часто и не осознаваемая до конца. Это — стремление к высшей правде, к высшему смыслу жизни. Когда народ теряет эту идею, он превращается в «этнографический материал».1
В этих условиях задача первостепенной важности — воспитывать патриотов, ибо во все времена основой духовного единства Российского государства был и остается патриотизм. Формирование общероссийских социально-психологических ценностей происходило в разные исторические эпохи. Чувство общенациональной гордости и патриотизма в разные эпохи проявляло себя по-разному. Идеи и чувства патриотизма выступают движущей силой в трудовой, семейной, социальной и общественной жизни. Все это обуславливает особую важность создания эффективной системы патриотического воспитания.
Государство определило стратегические направления патриотического воспитания граждан, зафиксировав их в ряде документов: Федеральном законе «Об образовании», в Федеральных целевых программах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Молодежь России», «Русский язык», «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» и др. Все это создает предпосылки для создания эффективной системы социальных институтов патриотического воспитания, в которой библиотека является необходимым звеном.
Просветительская и информационная роль библиотеки
Российские библиотеки имеют богатый опыт работы по патриотическому воспитанию. К их чести надо сказать, что они, несмотря на неоднозначное отношение в нашем обществе к понятиям «патриотизм», «честь», «подвиг», никогда не прекращали работу по патриотическому воспитанию. На протяжении последних пятнадцати лет формы и методы воспитания менялись. Но приоритетные направления этой работы удалось сохранить, и сейчас просветительская и информационная деятельность по патриотическому воспитанию ведется библиотеками по нескольким направлениям:
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
• историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому наследию;
• формирование культуры мира и межличностных отношений;
• воспитание здорового образа жизни, развитие юношеского спорта;
• экологическое воспитание, формирование бережного отношения к природе и др.;
• военно-патриотическое воспитание.
Во многом эти направления сопрягаются с краеведческой деятельностью публичных библиотек, особенность которой заключается в создании такой библиотечно-библиографической и документно-информационной базы, которая способствует социализации, позитивному самоутверждению личности и раскрытию ее творческого потенциала. Неслучайно академик Д. С. Лихачев назвал краеведение «воспитывающей наукой».
Анализируя библиотечно-библиографическую деятельность по патриотическому воспитанию, приходишь к выводу, что библиотекари, в соответствии со своим высоким общественным предназначением, всем имеющимся арсеналом средств, форм и методов реализуют права своих читателей на свободу доступа к информации, воспитывают информационную культуру и т. п.
В вопросах гражданского и патриотического воспитания библиотекари вырабатывают собственную позицию, а также теоретически развивают содержание этих актуальных вопросов применительно к библиотечно-информационной деятельности на различных всероссийских и международных научно-практических конференциях. Примеров тому множество.2
Российская культура процветает не только в столице, но и в провинции. Библиотекари-краеведы провинциальных библиотек, включаясь в краеведческий поиск, собирая и систематизируюя материал, фактически пишут летопись своего края. Большую помощь при этом оказывают школьники, молодежь, любители-краеведы, местные жители. В память о знаменитых людях, которые родились, жили или создавали что-то значительное для своего края, создаются так называемые «именные библиотеки», например, библиотека имени А. М. Васнецова, имени Альберта Лиханова или имени Л. В. Дьяконова в Кирове, библиотека имени А. К. Салтыкова в городе Мышкине Ярославской области, библиотека имени М. В. Ломоносова в Архангельске и другие. Фонды этих библиотек имеют ярко выраженную краеведческую направленность. Такие «именные» муниципальные библиотеки можно охарактеризовать как краеведческие. Они ориентируются на определенные тематические читательские потребности.
Религиозная литература и краеведение
Появление новых учебных дисциплин в общеобразовательных школах в регионах также предъявляет к краеведческой деятельности новые требования. Например, основой патриотического воспитания детей и подростков в школах стало введение новых учебных курсов. В Московской области — это «Москвоведение», «Духовное краеведение», в Тутаеве Ярославской области — «Родиноведение», «Основы традиционной духовной культуры», в Вологде — «Истоки», а «Основы православной культуры» введены почти повсеместно.
Таким образом, объективным фактором работы с религиозной литературой в библиотеках является преподавание дисциплин религиоведческого и религиозно-философского характера в образовательных государственных учебных заведениях разного уровня по определенным и утвержденным МО и науки РФ программам. Например, во многих средних общеобразовательных учреждениях преподают «Основы православной культуры». И это понятно: результаты последней переписи населения показывают, что в современной России проживает 145,2 млн человек, из которых русские составляют абсолютное большинство — 116 млн — почти 80% жителей. При этническом многообразии (170 народностей) только 6 народностей перешагнули миллионный барьер — татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. Причем три народности из этих шести традиционно исповедуют христианство.
Культурный образ народов России сформирован традиционными для России конфессиями, такими как христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Деятельность религиозных организаций относительно прозрачна для общества. Они взаимодействуют с различными социальными институтами в просветительской и социально-благотворительной работе, участвуют даже в библиотечных проектах.
Признание равноценности всех религий не противоречит признанию особой исторической миссии за христианством. На христианстве держится история великой русской культуры и российской государственности.
Нельзя не согласиться с патриархом Алексием II, который сказал, что «изучение православной культуры ни в коей мере не может ущемить интересы даже тех людей, семьи которых исповедуют иную веру. Базовые познания в сфере православной культуры ни для кого не могут оказаться излишними… В местах компактно проживающего неправославного населения вместо курса «Основ православной культуры» или параллельно с ним по желанию учащихся или их родителей может преподаваться аналогичная дисциплина на основе любого из традиционных для России вероисповеданий». И действительно, «Основы исламской культуры» преподаются в школах Татарстана с середины 1990-х годов.3
Несмотря на то, что современные образовательные программы предполагают знаком-ство с некоторыми жанрами православной литературы, специалисты библиотечного дела считают, что проблема духовно-нравственного воспитания детей и юношества средствами православно-ориентированной литературы — одна из нерешенных. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих изданий в фондах российских библиотек. В настоящее время появились рекомендации в помощь тем, кто комплектует фонды литературы православной направленности. Также детально разработана типовидовая структура православных изданий.4 Однако за недостатком средств библиотекам понадобится еще много времени, чтобы создать полноценные фонды этого профиля.
Вместе с тем, уже существующие фонды религиозной направленности дают возможность библиотекам многих регионов России вести и церковно-краеведческую работу. На-пример, в Нижнем Новгороде прошел историко-литературный конкурс «Ревнители древнего благочестия. Старообрядчество», а в Национальной библиотеке Республики Коми — фотовыставка, посвященная церковному зодчеству и храмовому строительству в крае.
Современные формы массовой краеведческой деятельности очень разнообразны. Это могут быть историко-литературные конкурсы, викторины, семинары («Ревнители древнего благочестия», Нижний Новгород), книжные выставки («Выдающиеся памятники духовности», Киров), выставки пасхальной открытки, аудиозаписи церковной музыки, экспозиции редких изданий православных книг и др. При библиотеках создаются всевозможные клубы, постоянно действующие видео-лектории, где выступают священнослужители близлежащих храмов или видные богословы; проходят презентации краеведческих изданий о монастырях и храмах, проводятся лекции-концерты («Русская икона», Киров), круглые столы, тематические конференции, диспуты и кинопоказы, выступления чтецов, артистов, иконописцев и проч.
Интересен в этом отношении опыт библиотекарей Павловского Посада (Московская область), которые в краеведческом музее, в колокольне церкви, построенной по приказу князя, которому и принадлежали эти земли, проводят беседы со старшей группой дошкольников о благоверном князе Дмитрии Донском и русских церквях. Вологодская областная универсальная научная библиотека много лет участвует в краеведческих чтениях, которые проводятся обычно в одной из усадеб близ города. Библиотеки Псковской области организуют совместные книжные выставки и мероприятия по прославлению памяти местнопочитаемых святых, а краеведческая конференция проходила при участии священнослужителей.
В тесном сотрудничестве с Русской православной церковью работает калининградская областная детская библиотека им. А. П. Гайдара. В 2002 году библиотекой был организован круглый стол и приглашен к участию настоятель православного храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Вадим. Темой беседы стало духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
В Белгородской области особое значение в воспитании детей придают народному творчеству. В 2002 году тамошними библиотеками была реализована целевая программа «Копилка памяти России». Цель программы — обратиться к истокам народной культуры и творчества, выявить и показать роль искусства русского народа в мировом искусстве, установить духовную связь поколений. В рамках программы были созданы базы данных «Белгородские святыни», оформлены книжно-иллюстрированные выставки «Приданья старины глубокой», «Традиции Белгорода» и др.
В библиотеках Новгородской области уже традиционными становятся краеведческие «четверги». По четвергам здесь проводятся беседы, встречи с новгородскими писателями, обсуждения книг. Был, например, вечер, посвященный главной святыне Новгорода — иконе Знамения Божией Матери.
В ярославских библиотеках вместе с Отделами краеведения появились и реальные перспективы раскрыть перед читателями уникальные краеведческие ресурсы фондов — через указатели, обзоры, презентации книг местных авторов. Особенно полезны в этом отношении выставки-просмотры. На одной из таких выставок («Святыни земли Ярославской: монастыри и храмы») было представлено около 400 изданий о церковных памятниках.
Таким образом, краеведческая деятельность библиотек получила новый импульс. Более того, она стала эффективным средством патриотического воспитания. Пожалуй, сегодня только библиотеки способны полностью собрать уникальную информацию о родном крае и удовлетворить повышенный интерес, особенно детей и юношества, к краеведческой литературе. За последние годы появилось более трехсот публикаций из 60 регионов; из них более половины отражает опыт муниципальных библиотек в краеведческом направлении. И не случайно в 2000 году в рамках Российской библиотечной ассоциации (РБА) была создана секция «Краеведение в современных библиотеках».
Государственным библиотекам предстоит также наладить взаимодействие в краеведческом направлении с мусульманскими библиотеками, которые создаются при различных мусульманских благотворительных организациях, мечетях, и фонды которых состоят в настоящее время из русскоязычных изданий исламской тематики и весьма востребованны. Это позволяет говорить о межцивилизационной роли мусульманской книги и роли русского языка в мусульманском социуме.5
С 1999 года в рамках ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений проводятся заседания секции «Православие и краеведение», где среди затрагиваемых вопросов, рассматриваются вопросы о создании детских и молодежных клубов православных краеведов, организация краеведческих музеев «Святыни родного прихода» и др., способствующие своими формами и методами работы патриотическому воспитанию. Общества краеведов совместно с библиотеками организуют чтения, посвященные святым края, проводят городские лектории.
Известно, что Русская православная церковь внесла значительный вклад в изучение отдельных территорий России. Представители духовенства занимались историей, археологией, этнографией, статистикой, литературой и библиографией.
Церковные краеведческие издания и документы являются неотъемлемой частью краеведческих фондов государственных и православных библиотек, и в настоящее время к ним проявляется значительный читательский интерес. В библиотеках появились дореволюционные епархиальные издания, содержащие богатый исторический материал. Основные темы дореволюционных изданий — история церквей, монастырей и пустыней, церковных приходов, обычаев и обрядов народов, проживающих на определенной территории (это — издания официальные — «Епархиальные ведомости», «Справочные книжки для духовенства», и научные — «Историко-статистическое описание… епархии» и др.).
Фонды краеведческих подразделений муниципальных библиотек пополняются также неопубликованными документами, рукописями местных исследователей, материалами переписки деятелей края, в том числе церковнослужителей, историческими документами о ранее существовавших храмах и монастырях. В краеведческий фонд поступают электронные документы с полнотекстовыми базами данных (муниципальная библиотека Ярославля, например, собственными силами подготовила электронную базу данных «Малая краеведческая энциклопедия «Наше наследие»»).
Взаимообогащение форм и методов работы, координация деятельности и формирование фондов краеведческой направленности в публичных и православных библиотеках — все это новые тенденции библиотечного дела. С епархиями РПЦ сотрудничают самые разные библиотеки: национальные, республиканские, краевые, юношеские и детские, муниципальные, вузовские, школьные и пр. Это — участие в краеведческих конференциях, епархиальных чтениях, совместные всероссийские книжные выставки, издание крупных библиографических указателей и материалов по истории епархии, монастырей, храмов и церквей и т. д. Например, в структуре Кировской ЦБС функционирует библиотека «Благовест», созданная в 1998 г. на основе Соглашения о сотрудничестве между миссионерско-образовательным отделом Вятского епархиального управления и муниципальным учреждением «Благовест». В универсальном по содержанию фонде библиотеки сформирован подфонд, насчитывающий более 7 тыс. экземпляров святоотеческой православной литературы, которая очень активно используется читателями.6 Библиотека видит свою задачу в укреплении духовных и исторических корней на Вятской земле и работает по программе «Прикосновение к истокам». В ее проекты по духовно-просветительской деятельности включены беседы священника «Крупицы духовной мудрости» и экскурсии и паломнические поездки по вятским святым местам.
Принцип терпимости в работе библиотеки
Так же как и при формировании фондов религиозной литературы, при формировании краеведческих фондов библиотеки должны, придерживаться принципа терпимости/толерантности (Рубакинский принцип «терпимости к чужим мнениям»). Работа краеведческого фонда любой библиотеки должна предполагать свободный доступ к самой разной информации, независимо от конфессиональной принадлежности своих читателей. Одно из положений Н. А. Рубакина, сформулированное им на заре ХХ века по поводу краеведческого фонда, особенно ярко звучит в современном библиотечном краеведении и может быть применено безо всяких оговорок к деятельности муниципальной библиотеки: «…Нельзя не обратить… серьезного внимания, особенно в тех местностях, население которых смешанного характера, не только русского, но и инородческого, что в местном отделе должна занимать, несомненно, центральное место литература о разных национальностях, а среди этой литературы — книги, помогающие их взаимному пониманию, уважению и симпатии».7
В краеведческом фонде собираются документы, в которых отражаются:
1. Религиозное учение региона. Так, по данным социологов, около 72% жителей России оценивают свое отношение к православию как положительное. На вопрос о том, что привлекает их в православии, на первое место опрошенные поставили этические моменты, на второе — философско-религиозные (истинность учения) и на третье — религиозные моменты (возможность спасти свою душу от зла и греха).
2. Наличие культурных религиозных ценностей в регионе.
3. История монастырей и храмов, в том числе не сохранившихся.
4. Религиозные деятели РПЦ и других религиозных конфессий.
5. История иных вероучений в регионе.
Вероисповедание накладывает отпечаток на типовое, видовое и количественное разнообразие документов краеведческого фонда.
Любовь к родному краю и знание его истории — основа для поднятия духовной культуры личности и общества в целом. Поэтому таким необходимым становится тандем библиотек и церкви в деле патриотического воспитания граждан России.
И последнее. Событие огромного общественного звучания — Международные Рождественские образовательные чтения.* Они проходят с 1992 года в Москве каждую последнюю неделю января. Сюда приезжают более 6 тыс. человек со всех регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Каждый год Чтения имеют свою тематическую направленность. В этом году тема XIV Международных Рождественских образовательных чтений — «Школа и церковь — традиции и реформы российского образования».
Задачи Чтений таковы: «Воспитание подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству; определение роли духовно-нравственных традиций и преемственность для развития общественной жизни и государства, становления полноценной человеческой личности, возрождения культуры и образования; определение места религиозного образования в системе российского образования».8
Наше профессиональное сообщество светских и православных библиотекарей впервые в этом году провело на Чтениях секцию «Библиотечно-библиографическая деятельность в помощь духовно-нравственному воспитанию» (с 2002 года секция объявлялась в рамках Глинских чтений/Международной конференции «Долг служения Отечеству»).9
Совместная работа на секции более ста библиотекарей, библиографов разных государственных библиотечных систем, преподавателей, аспирантов и студентов, специалистов православных библиотек, священнослужителей, книгоиздателей, главных редакторов некоторых специальных журналов, Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» из 15 ближних и дальних российских регионов, а также — Республики Беларусь, дала возможность увидеть с разной степенью полноты интересные доклады в русле заявленной тематики секции.
Светлана Петровна Фунтикова, профессор кафедры документных ресурсов и документационного обеспечения управления Московского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук
* Подробно о Рождественских чтениях и работе секции «Библиотечно-библиографическая деятельность в помощь духовно-нравственному воспитанию» читайте в следующем номере журнала.
1 Цит. по: Иоанн, игум. Православие как первооснова и оправдание русской культуры: докл. на VI Рождественских чтениях 26 янв. 1998 г. — С. 1–2.
2 См, например, сборники «Наше наследие: О проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке» (М., 2004); «Через библиотеки — к будущему: сб. мат. по формированию детско-юношеской информационной политики: по материалам конференций Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (М., 2004); а также CD «Духовно-нравственное воспитание молодежи. Комплексный подход» (М., 2005).
3 Харисова, Л. А. Ислам: духовно-нравственное обучение школьников: Конспект занятий / Л. А. Харисова. — М., 2002.
4 Фунтикова, С. П. Комплектование фонда святоотеческой литературы в школьной библиотеке // Комплектование фондов библиотек общеобразовательных учреждений / С. П. Фунтикова. — М., 2003. — С. 28—30; Фунт-икова, С. П. Создание фонда святоотеческой литературы в школьной библиотеке как необходимое звено в духовно-нравственном воспитании учащихся / С. П. Фунтикова // Школьная библиотека. — 2002. — № 7.— С. 11—21.
5 Данилов, В. Л. Деятельность мусульманских библиотек в Сибири в конце ХХ — начале ХХI в. (на примере библиотеки Соборной мечети Новосибирска) // Вестник Омского университета. — 2005. — № 2. — С. 102–105.
6 Кассина, Н. В. Библиотека православной культуры «Благовест» // Ярмарка библиотечных идей «Инновации в деятельности публичных библиотек»: Сб. мат. —Киров, 2002. — С. 19–21.
7 Рубакин, Н. А. Среди книг. — 2-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1. — С. 191.
8 Программа XIV Международных Рождественских образовательных чтений «Школа и церковь — традиции и реформы российского образования».
9 Глинские чтения глазами библиотекаря // Школьная библиотека. — 2002. — № 7. — С. 6–10; Другие материалы см.: Там же. — № 8.

