На­ка­за­ние без прес­туп­ле­ния

Не­ко­то­рые уз­на­ют о су­ще­ст­во­ва­нии за­ко­нов
толь­ко при на­ка­за­нии за их на­ру­ше­ние.
Эду­ард Сев­рус

Защи­та ав­то­рс­ко­го пра­ва тра­ди­ци­он­но восп­ри­ни­ма­ет­ся на­ми ак­том гу­ман­ным и спра­вед­ли­вым, ибо нет ни­че­го бо­лее эфе­мер­но­го и (прос­ти­те за ка­лам­бур) без­за­щит­но­го, чем пло­ды ли­те­ра­тур­но­го, ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва. По­э­то­му-то, пи­сал в од­ном из пи­сем Пуш­кин, «ху­дож­ни­ка вся­кий оби­деть мо­жет».
Как толь­ко пер­вый из­да­тель осоз­нал, что кни­га яв­ля­ет­ся то­ва­ром, ко­то­рый при оп­ре­де­лен­ной обо­ро­тис­тос­ти мож­но вы­год­но для се­бя про­дать, он сра­зу же за­ду­мал­ся о том, как этот то­вар за­щи­тить от по­ся­га­тельств не­доб­ро­со­ве­ст­ных кон­ку­рен­тов. При­чем за­ду­мал­ся об этом не ав­тор, ко­то­рый был счаст­лив уже тем, что его тво­ре­ние уви­де­ло свет, а имен­но из­да­тель, ко­то­рый оп­ла­тил его труд, по­нес про­чие рас­хо­ды и по­лу­чил при­быль. Увы. За внеш­не бес­ко­ры­ст­ным слу­же­ни­ем де­лу прос­ве­ще­ния и за­бо­той о «бед­ных ав­то­рах» сто­я­ли аб­со­лют­но мер­кан­тиль­ные ин­те­ре­сы.
Вся мно­го­ве­ко­вая ис­то­рия ав­то­рс­ко­го пра­ва сви­де­тель­ству­ет о том, что собствен­но ин­те­ре­сы ав­то­ра, то­го, кто соз­да­ет твор­чес­кий про­дукт, учи­ты­ва­лись как раз в пос­лед­нюю оче­редь.
И ма­ло кто в те да­ле­кие вре­ме­на мог за­ра­бо­тать се­бе на жизнь ли­те­ра­тур­ным ре­мес­лом.
Еще че­ты­ре с по­ло­ви­ной сто­ле­тия на­зад анг­лийс­кая ко­ро­ле­ва Ма­рия Тю­дор из­да­ла указ о мо­но­по­лии на кни­го­пе­ча­та­ние и кни­го­тор­гов­лю, пре­дос­тав­лен­ную од­ной из бри­та­нс­ких ти­пог­ра­фс­ких гиль­дий. Ко­неч­но же, это ре­ше­ние бы­ло про­дик­то­ва­но вов­се не за­бо­той о кни­го­из­да­те­лях, а уж тем бо­лее не об ав­то­рах, а ин­те­ре­са­ми цен­зу­ры и ук­реп­ле­ния мо­нар­хи­чес­кой влас­ти, но имен­но это­му ре­ше­нию и суж­де­но бы­ло стать пер­вым при­ме­ром зак­реп­ле­ния смеж­ных прав. И пи­са­те­лям приш­лось вес­ти борь­бу за пра­во на соз­дан­ные ими про­из­ве­де­ния еще доб­рых сто пять­де­сят лет. Это бы­ла не­лег­кая борь­ба.
Толь­ко в VIII ве­ке ут­вер­ди­лась иде­о­ло­гия но­во­го взгля­да на ав­то­рс­кое пра­во: ес­ли ав­то­ры не бу­дут уве­ре­ны в том, что их пра­ва ох­ра­ня­ют­ся, что их про­из­ве­де­ния, не ус­пев вый­ти из-под пе­ра, не бу­дут тут же без их ве­до­ма и сог­ла­сия ко­пи­ро­вать­ся, что на их тру­де не бу­дут на­жи­вать­ся из­да­те­ли и тор­гов­цы, то они по­те­ря­ют сти­мул к соз­да­нию про­из­ве­де­ний. В ре­зуль­та­те пост­ра­да­ет об­ще­ст­во, для прог­рес­са ко­то­ро­го не­об­хо­ди­мо раз­ви­тие и расп­ро­ст­ра­не­ние про­дук­та твор­че­ст­ва.
В то же вре­мя об­ще­ст­во пост­ра­да­ет и в ре­зуль­та­те пре­дос­тав­ле­ния ав­то­рам аб­со­лют­ных прав. Ес­ли ав­то­ры бу­дут иметь веч­ные и не до­пус­ка­ю­щие иск­лю­че­ний пра­ва на ис­поль­зо­ва­ние сво­их про­из­ве­де­ний, то и это от­ри­ца­тель­но ска­жет­ся на раз­ви­тии об­ще­ст­ва. Не имея же воз­мож­нос­ти сох­ра­нить за со­бой и сво­и­ми по­том­ка­ми веч­ное пра­во, по­чи­вая на лав­рах, стричь ку­по­ны со сво­их про­из­ве­де­ний, ав­то­ры вы­нуж­де­ны бесп­рес­тан­но тво­рить, за­ра­ба­ты­вая на жизнь соз­да­ни­ем все но­вых и но­вых тру­дов. По­э­то­му пра­ва ав­то­ров ог­ра­ни­че­ны. Та­ким об­ра­зом, ав­то­рс­кое пра­во сог­ла­со­вы­ва­лось с ин­те­ре­са­ми об­ще­ст­ва.
И вот нас­та­ла эра компь­ю­те­ров, пре­дос­та­вив­шая ав­то­рам но­вые но­си­те­ли, но не пре­дус­мот­рев­шая ав­то­рс­кое воз­наг­раж­де­ние за их про­из­ве­де­ния. А где есть объ­ект и субъ­ект, там ра­но или позд­но долж­ны воз­ник­нуть пра­во­от­но­ше­ния. Воп­рос за­тя­нул­ся. В ре­зуль­та­те ог­ром­ные мас­си­вы ин­фор­ма­ции, на­коп­лен­ные элект­рон­ны­ми биб­ли­о­те­ка­ми, ока­за­лись вне пра­во­во­го по­ля. А их соз­да­те­ли — на­ру­ши­те­ля­ми за­ко­на.
Мил­ли­о­ны поль­зо­ва­те­лей, при­вык­шие к удоб­но­му он­лай­но­во­му ре­жи­му ра­бо­ты с текс­та­ми, по­хо­же, мо­гут вско­ре ли­шить­ся этой воз­мож­нос­ти.

С лю­бовью, Тать­я­на Фи­лип­по­ва,
глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Биб­ли­о­теч­ное Де­ло»