Цель библиотечного дела —
…помочь людям найти то, что они ищут, сами того не зная;
то есть сделать для них доступными вещи,
действительно культурно связанные.
Джеймс Ла Рю
Для человека библиотека — это Зона манящая, загадочная, пугающая и недоступная. Переступая ее порог, он каждый раз надеется, что именно там он обнаружит некую таинственную комнату, где сокрыто сакральное знание, сделающее его могущественным и непобедимым. И в то же время осознает, что он не знает туда дорогу. Библиотеке изначально присуща определенная кастовая закрытость, обусловленная наличием неких таинственных запасников, спецхранилищ, куда доступ разрешен только избранным.
Именно поэтому человек испытывает перед библиотекой необоснованный страх, по словам Германа Гессе, «он чувствует, что “ничего в этом не смыслит”, он не доверяет собственным суждениям», опасается попасть в просак, боится задать библиотекарю «неумный вопрос». Таинственные коды и шифры, помогающие отыскать нужную книгу в бесконечных лабиринтах хранилищ, у неискушенного читателя вызывают священный трепет, а сами библиотекари представляются ему небожителями, у которых хранятся ключи от заветной Зоны.
Эту робость у библиотечной кафедры испытывают даже те, кто владеет навигацией в Сети и чувствует себя в Интернете, как дома. Им тоже нужны сталкеры для странствий по неизведанному.
Харуки Мураками в книге «Страна Чудес без тормозов и Конец Света» описал достаточно рядовую ситуацию в библиотеке, но поразившую его героя.
…Заглянул в ближайшую библиотеку, подошел к конторке и сообщил длинноволосой библиотекарше, что меня интересует все о черепах млекопитающих. Та с трудом оторвалась от какого-то покетбука и посмотрела на меня снизу вверх.
– Прошу прощения? — переспросила библиотекарша.
– Все — о черепах — млекопитающих, — повторил я, внятно проговаривая каждое слово.
– Все-е о черепа-ax млекопита-ающих! — произнесла она с чувством и нараспев. Будто объявила название поэмы, которую собирается продекламировать перед затаившей дыхание аудиторией.
Закусив губу и немного подумав, библиотекарша сказала:
– Минутку, сейчас посмотрим, — и, развернувшись на сто восемьдесят градусов, набрала на компьютере слово «млекопитающие». На экране появился список книг названий в двадцать. Она взяла световое перо и вычеркнула оттуда примерно две трети. Потом записала то, что осталось, и набрала еще одно слово — «скелеты». Выскочило еще семь—восемь заголовков, два из которых она оставила и добавила к прежнему списку. Наблюдая за ней, я подумал: как все-таки изменились библиотеки за какие-то пару десятков лет. Кармашки с картонными формулярами, приклеенные к задней обложке, вспоминаются сегодня, как сон. А в детстве, помню, я страсть как любил разглядывать формуляры с чернильными штампами — сроками, на которые выдавалась книга.
Дискомфорт и неуверенность, которые испытывает человек в библиотеке, могут быть вызваны разными причинами. Низкий уровень обслуживания или, напротив, перегруженность информацией, недоброжелательность персонала и формальное отношение к запросу, отсутствие навыков самостоятельного поиска и многое другое американские исследователи назвали «library anxiety», т. е. факторами, вызывающими тревожное состояние в библиотеке. Даже самым опытным библиотекарям порой не под силу с этим справиться. Потому что быть читателем — это большой труд. Читатель — это тоже профессия.
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»

