Покуда чтение будет казаться одним посторонним делом,
которое позволено пренебрегать; пока не будем уверены,
что оно принадлежит к одним из важнейших и самых привлекательных
обязанностей образованного человека, по тех пор не можем ожидать от него
никакой существенной пользы, и романы — самые нелепые —
будут стоять на первой полке в библиотеке русского читателя.
В. А. Жуковский. Письмо из уезда к издателю
Есть древняя притча: идет философ в окружении своих учеников, а навстречу идет гетера и говорит: «Ты гордишься тем, что у тебя так много учеников, а я сейчас их поманю, и они пойдут за мной». Философ согласился: «Да, это действительно так, потому что я веду их вверх, а ты вниз. А вниз легче и проще».
Все тайное когда-нибудь становится явным. Рассеялся, наконец, туман и над проектом Национальной программы по чтению. Ее концепция недавно стала широко доступна узкому кругу специалистов и тут же была подвергнута резкой, но конструктивной критике.
И это неудивительно.
А так хорошо все начиналось! «Левада-центр» провел социсследование и сделал сенсационный вывод: «россияне почти перестали читать книги»! РКС — организация хоть и общественная, но объединяющая в основном коммерческие предприятия — взял на себя роль последнего заступниками гибнущей российской духовности. Консалтинговая фирма «Стратегика»
(разумеется, не бесплатно) занялась разработкой тактики спасения «самой читающей
нации в мире», предоставив в качестве базовой основы — огромное количество впечатляющих диаграмм, схем, статистических, социологических и пр. данных. В результате родилось нечто, названное «Национальная программа развития чтения и грамотности в РФ». При ее написании забвению был предан уникальный опыт, накопленный отечественными учёными и практиками библиотечного дела, т. к., по мнению авторов Программы, сегодня «российские библиотеки — слабоуправляемая система, выпавшая из современных тенденций информатизации». Их предлагается превратить в «информационно-культурно-досуговые центры», а основой «базовой архитектуры чтения» сделать книгоиздательскую отрасль.
Цель авторов и заказчиков проекта очевидна — поддержка курса на максимальное расширение книжного рынка, получение дополнительных налоговых и арендных льгот, дотаций на книгоиздание, а, если получится, то и прямых субсидий.
Разумеется, в Программе даже речь не идет о качестве чтения и издаваемых книг, а лишь о расширении «территории и объемов книготорговли».
История знает уже один такой проект, описанный Антоном Чеховым, когда некий Андрей Андреевич Сидоров получил в наследство от своей мамаши четыре тысячи рублей и решил открыть на эти деньги книжный магазин. Посыл был тот же, что и у наших книжников: «Город коснел в невежестве и в предрассудках; старики только ходили в баню, чиновники играли в карты и трескали водку, дамы сплетничали, молодежь жила без идеалов, девицы день-деньской мечтали о замужестве и ели гречневую крупу, мужья били своих жен, и по улицам бродили свиньи».
Чем закончился этот благородный порыв, мы хорошо знаем: «Книги же, которые когда-то лежали у него на полках, в том числе и третий том Писарева, давно уже проданы по 1 р. 5 к. за пуд», а сам радетель народного просвещения занялся «более положительным делом» — стал торговать уксусом и керосином.
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»

