Не знаю, как другие, а я радуюсь,
лишь бы только читали! И романы, самые посредственные,
— даже без всякого таланта писанные,
способствуют некоторым образом просвещению.
Н. М. Карамзин
Недавно, повинуясь первобытному инстинкту, закрепленному в эпоху тотального дефицита, купила я на букинистическом развале «Лезвие бритвы» Ефремова всего за 10 рублей. Книга была вполне крепкая, в слегка потертой картонной обложке в стиле 60-х. Когда-то очередь на нее в нашей библиотеке была расписана на несколько лет вперед. Сегодня, судя по регулярному снижению цены, она уже никого не интересовала. Рядом стояли собрания сочинений Бунина, Вересаева, Тургенева. Сиротливо смотрелись «Декамерон» и… даже «Золотой осел». В библиотеках эта литература по-прежнему составляет основу фондов.
Произошла «смена вех», изменились читательские вкусы и пристрастия. Дефицит книг сменился изобилием. Но современная литература не часто попадают на библиотечные стеллажи. Как же комплектовать библиотеку, чтобы она, оставаясь привлекательной для читателя, в то же время не стала питомником дурновкусия, предлагая лишь бульварные романы и иронические детективы. Мне кажется, ответить на этот вопрос будет непросто, пока не решатся основные проблемы.
Нет денег на приобретение новых книг, нет единой информационной системы, позволяющей отслеживать весь издательский репертуар, но есть административный прессинг (тендеры, конкурсы, пресловутые откаты), который лишает комплектатора свободы выбора.
Старая, не компьютеризированная, не оснащенная современной аудио- и видеовоспроизводящей техникой, не имеющая доступа в Интернет, лишенная газет, журналов и новых книг, законсервированная библиотека (таких большинство на селе и в малых городах) становится тормозом, угрозой для современного и успешного развития страны, поскольку воспроизводит эталоны, образцы и алгоритмы 1970-х годов.
Даниил Дондурей, социолог и главный редактор журнала «Искусство кино», рассуждая о состоянии современной культуры России, с горечью замечает: «Культура в последнее время изъята из сферы актуальности. Никто никогда не заикается, что главные драмы нашего развития — от превратных представлений народа о сути происходящего до недоверия всех ко всем, от морального попустительства до тотальной коррупции —разыгрываются именно в сфере национальной культуры». И дальше. Недоступность качественной литературы для населения приводит к снижению его культурных потребностей. А это, как в принципе домино — ведет к ослаблению авторской культуры, которая уже не в состоянии подпитывать и развивать массовую. «А без этого — без соответствия представлений людей вызовам жизни — нет никаких шансов сделать нашу экономику и нашу государственность конкурентоспособными в непрекращающемся геополитическом состязании за территории, рынки, международный статус. При том что конкурентоспособность — единственная сейчас национальная идея России».
Во все века библиотеки в России считались нужными, полезными и даже модными учреждениями. А. М. Янушкевич еще в 1854 году писал: «…А библиотека всё больше входит в моду: 1107 книг прочитано в течение месяца. Вот вам картинка из местной жизни, какой вы, верно, не ожидали увидеть в уральском углу».
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»

