Возможно, развлекательность и культурная игра и есть тот вариант «продуктивной библиотечной идеи», которая и сделает «чтение для души» привлекательным для широкого круга людей?…
Не так давно, в начале 2007 г., информационно-культурное пространство города Екатеринбурга расширилось за счёт выхода в свет нового печатного детища Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского, журнала «Большая библиотека».
Выход данного издания был обусловлен обширными культурными процессами, которые идут в России. Так, спрос на собственно информационные издания в стране на сегодняшний день достаточно высокий и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Особенно востребованы (что вполне закономерно) те информационные издания, которые связаны с промышленной, рекламной и — шире — экономической деятельностью современного россиянина. Значительно меньшим, но всё-таки определённым спросом пользуются и издания, посвящённые вопросам культуры.
И это неудивительно, так как культура в стране находится на достаточно стабильном (не хотелось бы давать субъективные оценки: высоком или низком) уровне и, по всей видимости, к 2010 г. этот уровень будет если не повышаться, то находиться в некоем балансе со своими не столь исторически отдалёнными пунктами диаграмм. Да, сокращение бюджетных мест в вузах на протяжении последних лет заставило много говорить о грядущем кризисе интеллектуального потенциала России, тем не менее, сейчас достаточно активно развиваются и получают федеральное, областное и частное финансирование культурные программы, имеющие чёткие просветительские или воспитательно-просветительские задачи. Ряд культурных организаций научились уже не только самостоятельно выживать, но и приносить в условиях современной экономики определённый доход. Например, по словам заведующей научно-просветительским отделом Объединённого музея писателей Урала Рамзии Галеевой, за последний год благодаря неустанной деятельности работников музея, их многочисленным проектам, денежный оборот организации вырос в два с половиной раза. С библиотеками, конечно, в этом плане сложнее: об их рентабельности говорить не приходиться. Проблем много, однако, имеются и позитивные процессы.
Они связаны в первую очередь с расширением издательской деятельности самих библиотек и увеличением ассортимента изданий, предназначенных собственно для библиотек, а также их постоянных и потенциальных посетителей. Екатеринбургская «Большая библиотека» — это одно из многочисленных изданий подобного типа.
Составить представление о концепция данного журнала по первому номеру сложно: перед нами не просто, как мы привыкли, информационно-библиографический вестник, но издание «культурное» в самом широком смысле этого слова. В нём собраны материалы, касающиеся не только самой библиотеки и содержимого её фондов, но и истории книги, книжного дела, обзоры современного состояния искусства, будь то литература или, например, дизайн, а также просто, не побоимся такого вольного определения, интересные заметки интересных людей. Жанровый состав также весьма разнообразен: статьи, рецензии, обзоры, интервью, рассуждения…
Первый номер «Большой библиотеки» — и это символично — открывается рассуждением замдиректора библиотеки им. В. Г. Белинского Надежды Сулимовой на тему: каким сегодня должен быть процесс чтения и какова роль библиотек в формировании читательской деятельности современного человека. Курс взят на толерантность: за читателем оставлено право не читать. И это, безусловно, политический ход, так как данное издание самим фактом своего существования свидетельствует как раз в пользу чтения, а все последующие материалы направлены на то, чтобы завлечь читателя, заставить себя прочитать. Делаем вывод: возможно, развлекательность и культурная игра и есть тот вариант «продуктивной библиотечной идеи», о необходимости и актуальности которой говорится в открывающей номер статье. Возможно, именно она и сделает «чтение для души» привлекательным для широкого круга людей.
Итак, что смогла предложить читателю «Большая библиотека»? Рубрика «Литературное кафе» представила интервью с модным писателем, уральцем И. Сахновским: «Реальные, невыдуманные обстоятельства в тысячу раз интереснее, фантастичнее, прекраснее и страшнее, чем любая фантазия, которую ты можешь высосать из пальца. Я сталкиваюсь в жизни с такими сюжетами, которые просто невозможно придумать». Рубрика «Белинского, 15» отдана истории и обзорам изданий. Юлия Клочкова в который раз на страницах екатеринбургских СМИ открывает увлекательный мир фельетонов уральского поэта, драматурга и журналиста 1910–20-х гг. В. П. Чекина. Янина Чиркова представляет «Воспоминания о шоколаде» — самые вкусные цитаты из популярных сегодня А. Жермена и Дж. Роулинг. Валентина Живаева даёт блистательный обзор «Разведчики и шпионы». Здесь есть всё: от Зои Воскресенской и Юлиана Семёнова до Павла Судоплатова и Льва Овалова; «… любой хороший читатель — немножко шпион, который умеет слушать, вслушиваться, услышать, который хочет докопаться до главного, до того, что автор пытался от него скрыть, до зерна истины, укрытого порой в шелухе пустых слов».
Феномену книги и особенностям книжного дело посвящены рубрики «Книжное ателье» и «Мансарда». «Средний срок жизни переплёта — 50 лет. Затем обычно пересыхает и трескается кожа на корешке там, где открываются картоны. Хотя, всё зависит от интенсивности чтения. Трудно сказать, сколько переживёт сделанная тобою книга. Всегда хочется верить, что она переживёт мастера» («Новое платье короля» Сергея Кудрявцева). Русская Книга художника стала объектом исследования Евгения Стрелкова.
«Большая библиотека» — это результат плодотворного сотрудничества екатеринбургской библиотеки с издательством «Баско», о чём напоминает рубрика «Балкон “Баско”». Проект, буквально привезённый из экспедиции по Южному Сахалину сотрудником издательства Сергеем Новопашиным, получил достойное освещение в статье «Неизвестная семья из Оодомари»: «Так, после окончания экспедиции С. Первухин, демонстрируя свои архивы, показал С. Новопашину и старый альбом с 106 фотографиями некоей японской семьи, после чего, по договоренности с владельцем архива, С. Новопашин составил концепцию и текстовую часть книги». Часть этих фотографий, уже в какой-то степени ставших легендарными, мы можем увидеть в журнале. На страницах «Большой библиотеки» представлена также информация об электронных книгах издательства «Баско» (В. Н. Шишонко, В. П. Чекина) и электроном альманахе «Азиатская Россия, 1914 г.».
После балкона, видимо, в силу каких-либо дизайнерских причуд следуют «Антресоли». Известный екатеринбургский критик Евгений Зашихин, пересыпая цитатами из классиков, красочно описывает библиотеки, в которых ему удалось побывать: «… любая библиотека общественная — для читателя в итоге всегда собственная. В смысле личного духовного читательского достояния». Завершает издание поздравление библиотеки, адресованное журналисту, писателю и основателю газеты «Городские куранты» Евгению Касимову в связи с присуждением в 2006 г. премии Губернатора Свердловской области.
Остаётся только сказать, что сотрудничество с издательством «Баско» обусловило высокое качество допечатной подготовки, дизайна и полиграфии журнала. «Большая библиотека» — это формат А4, мелованная плотная бумага, коричнево-белая графика, великолепное качество иллюстраций, грамотная работа со шрифтами и колонтитулами, продуманная, профессиональная вёрстка, в общем, всего не перечислишь, а журнал в результате не стыдно показать на любой престижной книжной ярмарке в стране и за рубежом.
Юлия Сергеевна Подлубнова, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка УГТУ-УПИ, г. Екатеринбург

