От «серой литературы» — к многоцветью жанров и тем. Феномен издательской деятельности публичных библиотек

Издательская деятельность (ИД) публичных библиотек как-то неожиданно для «игроков» книжного рынка, да и для самих библиотекарей, оформилась в одну из стремительно развивающихся сфер профессионального культуротворчества. Можно ли назвать эту деятельность инновационной?
И да, и нет. Новой она быть не может по определению. Вспомним отчёты дореволюционных уездных библиотек, или послевоенные — выцветшие от времени «методички» областных и районных библиотек, издания рекомендательных библиографических пособий «малых форм», расцвет которых пришёлся на 60–70-е гг. прошлого века. Этот ряд можно было бы продолжить, но…. Вспоминается ироничная улыбка известного специалиста в области информатики, как-то раз посетившего секцию библиотечного дела на Румянцевских чтениях. После доклада о тенденциях современной ИД, он заявил, что не видит предмета выступления. «Анализировать “серую” литературу — несерьёзно», — резюмировал коллега.
К сожалению, это общепринятая в профессиональном сообществе точка зрения. Заметим, что определение «серая» не является однозначно ценностно-негативным. Под данным типом литературы понимают документы, положения, описания научно-технических идей и пр. На Всероссийский научно-технический центр при Миннауке официально возложена обязанность федерального органа НТИ России по «серой» литературе.1
И всё же, не будем лукавить. Библиотекари на протяжении многих лет соглашались с мнением, что продукты их ИД представляют собой значимые, но неприглядные брошюрки-«однодневки», имеющие чисто прикладное назначение. Да и внешний их вид соответствовал этому наименованию. Чёрно-белая печать, газетная бумага, однообразные шрифты, отсутствие иллюстраций, ротапринтное воспроизведение, — таким был визуальный облик большей части издательской продукции публичных библиотек (ПБ).

Создавая позитивный имидж. И не только…
Перелом произошёл около 15-ти лет назад. Этому способствовало несколько факторов. Прежде всего, под влиянием общественного подъёма начала 1990-х гг., вхождения в рынок, произошли серьёзные сдвиги в профессиональном сознании библиотекарей. Одним из индикаторов этих изменений стала маркетинговая деятельность и, как часть её, PR, реклама библиотечных ресурсов и возможностей.
Реклама с её ориентацией на яркую, неожиданную, часто остроумную стилистику вызвала к жизни новую для библиотек видовую и жанровую структуру ИД. Появилась оригинальная рекламно-имиджевая продукция: календари, плакаты, конверты, блокноты, листовки, буклеты и др. К созданию такой, отражающей «фирменный стиль» конкретной библиотеки, продукции привлекают профессиональных дизайнеров. Основная задача изданий такого рода — создавать привлекательный образ библиотеки, рекламировать её услуги и возможности, способствовать продвижению чтения.
Меняется оформление и традиционной издательской продукции: приглашений на библиотечные вечера, рекомендательных библиографических списков, etc. И конечно, мощным толчком в развитии ИД стала информатизация, появление новых технологий репродуцирования печатных изданий и создания электронных документов.
Содержательные изменения работы ПБ повлекли за собой усложнение тематико-типологической структуры изданий. Повышается роль НИР, составным элементом которой становится издание научной и справочной литературы. В разных регионах появляются публикации трудов научных конференций, чтений, семинаров, материалов тренингов и школ.

Краеведение — содержательная основа ИД
Чаще всего публикации базируются на краеведческих исследованиях областных и муниципальных библиотек, в которых принимают участие представители всех культурных институтов региона и даже страны; учёные, архивисты, музеологи. Подготовленные на основе таких НИР издания становятся культурным артефактом, воплощающим интегративное начало библиотечной работы. С их помощью центральные библиотеки позиционируют себя как ведущее звено духовно-интеллектуальной деятельности региона (города), связанной с сохранением его культурной памяти.
Расширяется читательская аудитории краеведческих изданий. Ещё пару десятилетий назад она состояла в основном из специалистов: историков, краеведов, представителей других сфер научной деятельности. Сегодня это педагоги, школьники и студенты, сотрудники туристических фирм и агентств. Доминирующим мотивом обращения к краеведческим изданиям становится познавательный интерес обывателей, то есть людей, жаждущих узнать историю конкретного города, его памятников, судьбу дворянских усадеб и садово-парковых ансамблей; получить сведения, необходимые для участия в движении военно-исторических клубов.
Стала привычной увлечённость читателей историей своей семьи, рода, топографическим поиском местности, где когда-то жили предки. Отсюда тенденция популяризации краеведческой литературы, что делает её более увлекательной, красочной, увеличивает тиражи. Один из показательных образцов — эволюция замечательного ежегодника «Донской временник», который в этом году отмечает пятнадцатилетие (издаётся Донской Государственной Публичной Библиотекой).
Всё чаще основу краеведческих изданий составляют фактологические сведения, созданные (собранные) библиотекарями с помощью специалистов и читателей. Это летописи сёл, генеалогические древа семей, экологические сведения о состоянии лесов и водоемов, реестры родников и др. То есть та информация, из которой складывается региональная (локальная) история повседневности, понимаемая сегодня как важная составная часть «большой» истории.
Повышается роль справочных изданий. Их предмет — история библиотек региона, города, района. Современные справочные издания ПБ нацелены также на оказание помощи в повседневной жизни: разыскание нужных аптек, магазинов, ремонтных мастерских (Серия изданий Белгородской УНБ). Иногда за основу берут историко-хронологический принцип: например, самое первое в городе событие. Так появляется оригинальный дайджест «Первый… Первая… Первые», подготовленный Челябинской ЦГБ им. А. С. Пушкина (2001).

Расширяя круг издательской продукции…
«Чисто» краеведческие публикации составляют подавляющее большинство издательской продукции ПБ, но не исчерпывают её. Новым направлением становится издание художественной, в том числе детской литературы; прежде всего издаются произведения местных авторов, в том числе и произведения самих детей (Пензенская УНБ, Ижевская ЦГБ и др.). Наконец, как массовое явление можно оценивать появление поэтических сборников талантливых читателей. Районные и городские библиотеки регулярно «открывают» их имена для местной публики.
Отдельного анализа заслуживают периодические издания — журналы и газеты, выпускаемые областными, городскими и даже сельскими(!) библиотеками. Среди изданий областных библиотек особняком стоит «Сура» — журнал «современной литературы, культуры и общественной мысли», раз в два месяца издаваемый Пензенской УНБ им. М. Ю. Лермонтова. Это полноценный «толстый» журнал, который сотрудничает с местным отделением Союза писателей России. В нём публикуют свои произведения не только пензенские писатели, но и именитые авторы со всех концов страны.
Мотивы появления газет многообразны. Это и потребность библиотекарей в творческом самовыражении, и желание «высказаться», отрефлексировать события профессиональной жизни. За нелёгким процессом подготовки газет также стоит острая необходимость наладить коммуникации: на селе — между жителями, в городе — прежде всего между коллегами. В настоящее время значительную помощь в выявлении и поддержке издаваемых ПБ газет и журналов оказывает секция РБА «Молодые в библиотечном деле» и её бессменный организатор Т. С. Макаренко. Секция регулярно проводит конкурсы периодических изданий, выявляющие наиболее жизнеспособные, талантливо подготовленные издания.
Благодаря новым технологиям библиотеки начали издавать материалы, соединяющие в единое целое визуальный и вербальный ряд, качественное воспроизведения иллюстраций и музыкальное сопровождение. В электронной форме (чаще всего CD) начинают издавать иллюстрированные каталоги выставок, а также каталоги уникальных книжных коллекций библиотек, включая муниципальные. Возможность не только описать редкую книгу, но и показать её в разных ракурсах — с печатями, экслибрисами, автографами — делает такие каталоги незаменимыми для исследователей и просто любознательных читателей.
Не хотелось бы вскользь говорить о такой значимой разновидности СМИ, как сайты ПБ. При оценке содержательной стороны ресурса и читатели, и коллеги — участники конкурсов сайтов, организуемых секцией ПБ РБА, в первую очередь, рассматривают его значимость как источника текущего информирования. В контексте темы статьи представляется интересной ретроспективная «глубина» сведений, соотнесённость сайтов с печатными формами ИД, способными фиксировать библиотечную жизнь во всём её многообразии. Порой на сайтах библиотек-издателей отсутствуют сведения о выпущенных всего несколько лет назад замечательных работах, включая монографии. Тем не менее, наиболее содержательные сайты, по наблюдениям, принадлежат библиотекам, славящимся своими печатными изданиями (например, Свердловской, Челябинской, Кемеровской УНБ).
Библиотекари, люди «книжные», понимают, как много значит «печатное слово»: «что написано пером — не вырубишь топором». Все формы библиотечного обслуживания, будь то непосредственное общение с читателем, книжно-иллюстративные выставки или массовые программы, недолговечны. В конечном итоге, именно печатные, тем более фундаментальные издания, будучи визитной карточкой библиотеки, позволяют «остановить мгновенье», создают первооснову её «живой» истории, переплетённой с историей региона.

Проблемы и трудности
Небольшой материал обзорного характера не даёт возможности обозначить все проблемы, с которыми сталкиваются библиотеки-издатели. Прежде всего, это трудности экономического свойства: заполнив пустующее место в культурном ландшафте региона, библиотеки не вписались в соответствующую нишу книжного рынка. После выхода в свет книги, на которую нелегко изыскать бюджетные средства, коммерческий интерес к её дальнейшей судьбе часто сходит на нет. Её нередко не продают, но раздают бесплатно. Небольшие тиражи не дают возможности распространять издания за пределами региона, хотя как подчеркивалось выше, одна из сверхзадач издательской политики ПБ — способствовать формированию единого профессионального коммуникативного пространства.
Безусловно, ИД библиотек — это в первую очередь духовно-практическая, просветительская деятельность, тем не менее, сегодня важно просчитывать и коммерческие аспекты издательских проектов — только в этом случае можно рассчитывать на получение бюджетных средств или грантов. Библиотеки-издатели вынуждены учитывать и правовые аспекты, как то: покупка авторских прав на издание, следование положениям об охране интеллектуальной собственности, etc.
Отдельного анализа заслуживает продукция издательств ведущих библиотек страны, прочно утвердившихся на книжном рынке. Имеются в виду «Пашков Дом» (РГБ), «Рудомино» (ВГБИЛ), «Русский путь» (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»). Редакция журнала «Библиотечное Дело» планирует посвятить анализу их работы специальный номер.
Одна из главных трудностей — отсутствие единого банка данных о состоянии ИД библиотек, особенно муниципальных. Замечательный справочник «Мир библиотечных изданий 1996–2000. (Екатеринбург–Кемерово)» отразил основной поток изданий республиканских, краевых и областных библиотек. Продолжение этой работы взяла на себя РГБ, на сайте которой «Информкультура» появился каталог изданий региональных УНБ.2 Краеведческие библиографические издания этих библиотек регулярно становятся объектом сбора и анализа сектора РНБ.3 А вот издания муниципальных библиотек остаются неучтёнными. Указатели Информкультуры фиксируют определённую их часть, но получить целостное представления о тенденциях и перспективах развития ИД на такой основе трудно. Поэтому материалы данного номера — только начало серьёзного разговора на эту тему. Продолжить его предлагаем нашим читателям.

1 http://www2.viniti.ru/index.
2 http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/default.asp
3 Краеведческие библиографические издания Российской Федерации: [Указ.] / РНБ. — СПб.: Изд-во РНБ, 1997 — …