Надежда и па­мять

«Стра­на ни­ког­да не ста­нет куль­тур­ной,
по­ка она тра­тит на кни­ги мень­ше де­нег, чем на жвач­ку»
Эл­берт Хаб­бард

Мир дав­но осо­знал, что эко­но­ми­че­с­кие кри­те­рии са­ми по се­бе не мо­гут обес­пе­чить че­ло­ве­че­с­кое до­сто­ин­ст­во и бла­го­по­лу­чие, а кри­зис си­с­те­мы уни­вер­саль­ных ду­хов­ных цен­но­с­тей мо­жет при­ве­с­ти к кра­ху че­ло­ве­че­ст­ва. И именно биб­ли­о­те­ка как со­ци­аль­ный ин­сти­тут за­ни­ма­ет важ­ней­шее ме­с­то в вос­пи­та­нии ду­хов­ной куль­ту­ры на­ции.
Па­ра­док­саль­ность си­ту­а­ции в том, что биб­ли­о­те­ки, пы­та­ю­щи­е­ся най­ти вы­ход из кри­зи­са без­ду­хов­но­с­ти, урав­но­ве­сить тех­но­кра­ти­че­с­кое, праг­ма­ти­че­с­кое мы­ш­ле­ние и об­ще­че­ло­ве­че­с­кие цен­но­с­ти, ста­но­вят­ся пер­вы­ми жерт­ва­ми че­ло­ве­че­с­кой бес­печ­но­с­ти, алч­но­с­ти и ко­ры­с­ти.
Ред­кая биб­ли­о­те­ка мо­жет гор­дить­ся та­кой ис­то­ри­ей, как Вей­мар­ская. В ее фор­ми­ро­ва­нии ак­тив­ное уча­с­тие при­ни­мал ве­ли­кий Гё­те. Ему хо­те­лось сде­лать ее по­хо­жей на биб­ли­о­те­ку Гет­тин­ген­ско­го уни­вер­си­те­та, ко­то­рую он знал и очень це­нил. Ком­плек­туя со­бра­ние, Гё­те про­сма­т­ри­вал ка­та­ло­ги книж­ных аук­ци­о­нов и яр­ма­рок, ре­ко­мен­до­вал или от­вер­гал при­об­ре­те­ние кон­крет­ных из­да­ний, учитывал прось­бы чи­та­те­лей. Он по­да­рил биб­ли­о­те­ке пол­ное со­бра­ние сво­их со­чи­не­ний и мно­го дру­гих книг.
По за­мыс­лу по­эта с 1809 г. на­чал со­зда­вать­ся му­зей кни­ги. Гёте тре­бо­вал тща­тель­но­го ве­де­ния ин­вен­та­ря фонда биб­ли­о­те­ки. По его рас­по­ря­же­нию каж­дый биб­ли­о­те­карь вел учет сво­ей ра­бо­ты.
В Вей­мар­ской биб­ли­о­те­ке хра­ни­лось бо­лее мил­ли­о­на книг, там бы­ли со­бра­ны все про­из­ве­де­ния не­мец­кой ли­те­ра­ту­ры, ко­то­рые из­да­ва­лись в пе­ри­од с 1750 по 1850 гг. В том чис­ле все при­жиз­нен­ные из­да­ния про­из­ве­де­ний Ио­ган­на Вольф­ган­га фон Гё­те, Биб­лия Мар­ти­на Лю­те­ра 1543 го­да и дру­гие ра­ри­те­ты.
Но да­же пе­дан­тич­ные и ак­ку­рат­ные нем­цы не смог­ли убе­речь свою на­ци­о­наль­ную гор­дость от ка­та­ст­ро­фы. И вот, спу­с­тя поч­ти 440 лет по­сле ее ос­но­ва­ния, 2 сен­тя­б­ря 2004 го­да, там слу­чил­ся по­жар, унич­то­жив­ший ред­чай­шие кни­ги и ру­ко­пи­си: 30 ты­сяч то­мов по­те­ря­ны без­воз­врат­но, еще 40 ты­сяч силь­но по­ст­ра­да­ли от ог­ня и во­ды.
Сти­хия сле­па. Но че­ло­век — ра­зу­мен! И тем не ме­нее по его во­ле про­дол­жа­ют гиб­нуть биб­ли­о­те­ки. Не­за­дол­го до тра­ге­дии в Вей­ма­ре, в цен­т­ре Моск­вы на Смо­лен­ской пло­ща­ди су­деб­ные при­ста­вы бес­по­щад­но рас­прав­ля­лись с уни­каль­ным фон­дом за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры и пе­ри­о­ди­ки Рос­сий­ской го­су­дар­ст­вен­ной пуб­лич­ной на­уч­но-тех­ни­че­с­кой биб­ли­о­те­ки. Из­да­ния, тре­бу­ю­щие осо­бых ус­ло­вий и по­ряд­ка хра­не­ния, сгру­жа­лись в меш­ки и вы­во­зи­лись на ок­ра­и­ну го­ро­да в бом­бо­убе­жи­ще. Ван­да­лизм, срод­ни на­цист­ским ко­ст­рам и ко­ст­рам ин­кви­зи­ции!
Шо­пен­га­у­эр ут­верж­дал, что «боль­шая часть че­ло­ве­че­с­ко­го зна­ния во всех от­рас­лях
су­ще­ст­ву­ет лишь на бу­ма­ге, в кни­гах, — этой бу­маж­ной па­мя­ти че­ло­ве­че­ст­ва. По­это­му лишь со­бра­ния книг, биб­ли­о­те­ка яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ной на­деж­дой и не­унич­то­жа­е­мой па­мя­тью че­ло­ве­че­с­ко­го ро­да».
Хо­се-Лу­ис Бор­хес пи­сал, что
«По­лу­ноч­ные бде­нья воз­ро­дят/Бес­чис­лен­ные кни­ги. /
Да­же ес­ли/Всё сжечь до­тла, они вос­соз­да­дут /
Лю­бую строч­ку на лю­бой стра­ни­це…»./
Но, к со­жа­ле­нию, это лишь ме­та­фо­ры, да­ю­щие на­деж­ду.

С лю­бо­вью, Та­ть­я­на Фи­лип­по­ва,
глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Биб­ли­о­теч­ное Де­ло»