Пейзаж после битвы

«Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, —
Значит, нужные книжки ты в детстве читал!»

Владимир Вы­соц­кий

Дис­кус­сии о при­ро­де дет­ской ли­те­ра­ту­ры и ее за­да­чах на­ча­лись ед­ва ли не сра­зу по­сле по­яв­ле­ния са­мой пер­вой книж­ки, на­пи­сан­ной для ре­бен­ка. И с тех пор кри­ти­ки, пи­са­те­ли, пе­да­го­ги, биб­ли­о­те­ка­ри так и не смог­ли до­го­во­рить­ся, ка­кие кри­те­рий важ­нее — пе­да­го­ги­че­с­кие или эс­те­ти­че­с­кие?
В XIX веке тон этих дискуссий задавали революционные демократы. Полагая главной целью воспитания — «сотворение» ГРАЖДАНИНА, они и к детской литературе предъявляли соответствующие требования. «Книги, — говорил В. Белинский, — которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».
После революции битвы за неокрепшие детские души развернулись с новой силой.
На арене борьбы появились новые участники — педологи всех мастей, которые, по меткому выражению Б. Житкова, являлись невежественными и ограниченными «чинушами от воспитания, приставленными к детям», — проповедовавшие подход к ребенку, как «к материалу для обработки» и потому требовавшие, чтобы и «книга помогала обработке».
Что и как пи­сать для де­тей? Ру­ко­во­дить дет­ским чте­ни­ем или толь­ко ре­ко­мен­до­вать кни­ги ма­лень­ким чи­та­те­лям? Нуж­на ли ди­дак­ти­ка дет­ской книж­ке? Об этом и мно­гом дру­гом спо­ри­ли не толь­ко в спе­ци­аль­ных из­да­ни­ях, но и с вы­со­ких пар­тий­ных три­бун.
Биб­ли­о­те­ки в пол­ной ме­ре ощу­ти­ли на се­бе ре­зуль­та­ты этих ба­та­лий. Ор­га­ны Нар­ком­про­са, на­при­мер, изы­ма­ли из фон­дов це­лые пач­ки книг толь­ко по­то­му, что ка­кая-ни­будь «пе­да­го­ги­че­с­кая ста­руш­ка» ста­ви­ла на них от­мет­ку «ми­нус». До­ста­лось биб­ли­о­те­кам и пи­са­те­лям и в пя­ти­де­ся­тые го­ды ХХ ве­ка, ког­да сто­рон­ни­ки те­о­рии бес­кон­ф­ликт­но­с­ти по­ста­ви­ли «ми­нус» прак­ти­че­с­ки всей дет­ской ли­те­ра­ту­ре. «Сказ­ки в боль­шин­ст­ве сво­ем чрез­вы­чай­но вред­ны для со­вет­ских де­тей», — пи­са­ла не­кая да­ма в жур­на­ле «До­школь­ное вос­пи­та­ние».
Но, как это часто бывает, в пылу полемики вместе с водой выплеснули и ребенка. Сегодня исследования по проблемам детского чтения ведутся вяло и практически не влияют на литературный процесс. Детские библиотеки озабочены тем, как вернуть и удержать читателя. Дети же читают о Гарри Поттере и радуются, что их оставили в покое…

С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»