Ин­фор­ма­ци­он­ная ди­а­гно­с­ти­ка объ­ек­та. Про­дол­же­ние 4-го за­ня­тия

Библиометрические измерения — второй этап «обогащенной» схемы информационно-аналитической деятельности — необходимы для анализа научных, технических, реже экономических объектов. Её третьим этапом является статистическая обработка данных.
Сна­ча­ла — о пре­ды­с­то­рии биб­ли­о­ме­т­рии, ее ме­с­те в биб­ли­о­гра­фии и ин­фор­ма­ци­он­ном ана­ли­зе. Уже в пер­вых биб­ли­о­гра­фи­че­с­ких тру­дах со­ста­ви­те­ли осо­зна­ва­ли их от­ра­жа­ю­щие и ди­а­гно­с­ти­че­с­кие на­ча­ла, те­о­ре­ти­че­с­ки пред­ска­зы­ва­лась воз­мож­ность ана­ли­за «книж­но­го рын­ка» и «ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры». В. Г. Ана­с­та­се­вич, В. С. Со­пи­ков, Г. Л. Х. Бак­мей­стер пря­мо го­во­ри­ли о том, что биб­ли­о­гра­фи­че­с­кое изу­че­ние из­ме­ня­ю­щей­ся со­во­куп­но­с­ти книг поз­во­лит су­дить о «не­до­стат­ках» и «даль­ней­шем раз­ви­тии на­уки».
По­доб­ные ис­сле­до­ва­ния на­ча­лись за­дол­го до по­яв­ле­ния тер­ми­на «биб­ли­о­ме­т­рия» — в XVIII—ХIХ ве­ках. Как пра­ви­ло, они про­во­ди­лись кни­го­из­да­те­ля­ми, биб­ли­о­гра­фа­ми. Од­ним из пер­вых К. Х. Фре­ми­хен про­вел ко­ли­че­ст­вен­ный ана­лиз кни­го­тор­го­вых ка­та­ло­гов яр­мар­ки в го­ро­де Лейп­ци­ге. В Рос­сии А. Шторх и Ф. Аде­лунг в 1810 г. ста­ти­с­ти­че­с­ки ана­ли­зи­ру­ют соб­ст­вен­ный ука­за­тель оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры «Си­с­те­ма­ти­че­с­кое обо­зре­ние ли­те­ра­ту­ры в Рос­сии: 1801–1806 гг.», по­ла­гая «ус­мо­т­реть из оно­го со­сто­я­ние каж­дой осо­бен­ной на­уки», «срав­ни­вать один пе­ри­од с дру­ги­ми и че­рез срав­не­ние это ви­деть при­ра­ще­ние или ущерб ли­те­ра­ту­ры»!
В сво­ем ис­сле­до­ва­нии они по уди­ви­тель­но мно­го­ас­пект­ной ме­то­ди­ке по­ка­за­ли «сколь­ко со­чи­не­ний на­пе­ча­та­но в каж­дом ро­де» — по на­укам, ви­дам из­да­ний, жа­н­рам, а так­же с ка­ких язы­ков сде­ла­ны пе­ре­во­ды. Из­ме­рен да­же ав­тор­ский кол­лек­тив: 366 пи­са­те­лей 19 со­сло­вий, из ко­то­рых «10 кня­зь­ев, 6 гра­фов, 3 ми­ни­с­т­ра». Ав­то­ры бы­ли рас­смо­т­ре­ны по уче­но­му зва­нию, со­сло­вию (10 сту­ден­тов, …1 воль­ный кре­с­ть­я­нин), по­лу и на­ци­о­наль­но­с­ти — «5 жен­щин, из них од­на нем­ка». По­ка­за­но рас­пре­де­ле­ние ста­тей по на­зва­ни­ям жур­на­лов и да­же сде­ла­на по­пыт­ка ре­ко­мен­да­ций и «пре­тен­зий».
Прак­ти­че­с­кие опы­ты П. И. Кеп­пе­на (1825), В. И. Ме­жо­ва (1860), К. Бек­ке­ра (1868–1869), Л. И. Пав­лен­ко­ва (1887–1896), и, осо­бен­но, Н. М. Ли­сов­ско­го (1895—1905) по­ка­зы­ва­ют, как в биб­ли­о­гра­фии за­рож­да­лось стрем­ле­ние дать объ­ек­тив­ную ос­но­ву суж­де­ни­ям о «даль­ней­шем раз­ви­тии на­уки», раз­ра­бо­тать ме­то­ди­ку сбо­ра и об­ра­бот­ки дан­ных.1, 2
Как пра­ви­ло, в этих ра­бо­тах бы­ли пред­став­ле­ны ста­ти­с­ти­че­с­кие по­ка­за­те­ли ча­с­то­ты встре­ча­е­мо­с­ти до­ку­мен­тов оп­ре­де­лен­но­го при­зна­ка — те­ма­ти­ки, жа­н­ра, ме­с­та опуб­ли­ко­ва­ния, ти­ра­жа, сто­и­мо­с­ти, да­же фор­ма­та из­да­ния.
За­ло­жен­ные в ана­лиз при­зна­ки бы­ли раз­но­об­раз­ны, но опыт срав­не­ния, обоб­ще­ния и ин­тер­пре­та­ции по­лу­чен­ных дан­ных еще не был на­коп­лен. Биб­ли­о­гра­фы лишь пред­ла­га­ли ста­ти­с­ти­че­с­кий ма­те­ри­ал для оце­ноч­ных ре­ше­ний.
Ха­рак­те­ри­зуя эти опы­ты, А. М. Ло­вя­гин на­зы­вал их «спе­ци­аль­ной биб­ли­о­ло­го-ста­ти­с­ти­че­с­кой точ­кой зре­ния» и пред­ла­гал со­зда­вать кар­то­грам­мы, по су­ще­ст­ву, опе­ре­жая идею кар­то­гра­фи­ро­ва­ния на­уки, ре­а­ли­зо­ван­ную в ИНИ США Ю. Гар­филь­дом че­рез 70 лет. В этот пе­ри­од вре­ме­ни бы­ли пред­во­с­хи­ще­ны оте­че­ст­вен­ны­ми спе­ци­а­ли­с­та­ми и дру­гие ми­ро­вые от­кры­тия: ака­де­мик Н. Я. Марр с со­труд­ни­ка­ми биб­ли­о­гра­фи­ру­ет по­ток ци­ти­ро­ван­ной ли­те­ра­ту­ры по вос­то­ко­ве­де­нию, к че­му при­дут че­рез 60 лет в США. Н. А. Ру­ба­кин вво­дит по­ня­тие «книж­ный по­ток», пред­ла­га­ет изу­чать его «при­ли­вы» и «от­ли­вы», рас­сма­т­ри­вать по­ток книг как «ли­те­ра­тур­ное зер­ка­ло жиз­ни».
За ру­бе­жом изу­че­ние до­ку­мен­таль­но­го по­то­ка в 1920–60-е гг. ве­дет­ся в не­сколь­ких на­прав­ле­ни­ях. Биб­ли­о­граф Лон­дон­ской на­уч­ной биб­ли­о­те­ки С. К. Бред­форд от­кры­ва­ет за­ко­но­мер­ность рас­се­я­ния про­филь­ных пуб­ли­ка­ций в пе­ри­о­ди­че­с­ких из­да­ни­ях. Осу­ще­ств­ля­ет­ся пер­вый ана­лиз ссы­лок, ус­пеш­но про­во­дят­ся линг­во­ста­ти­с­ти­че­с­кие ис­сле­до­ва­ния, ана­ли­зи­ру­ет­ся ви­до­вой со­став до­ку­мен­таль­но­го по­то­ка. В 1956 г. Ди­рек Прайс пред­ло­жил кон­цеп­цию экс­по­нен­ци­аль­но­го рос­та до­ку­мен­таль­но­го по­то­ка, а Р. Бар­тон и Р. Кеб­лер в 1960 г. вво­дят по­ка­за­тель «пе­ри­од по­лу­жиз­ни» (half-life) для из­ме­ре­ния тем­пов ста­ре­ния на­уч­но-тех­ни­че­с­кой ли­те­ра­ту­ры.
На­чи­на­ет­ся эпо­ха бур­ных ко­ли­че­ст­вен­ных ис­сле­до­ва­ний до­ку­мен­таль­но­го по­то­ка, что при­во­дит к вы­де­ле­нию «ста­ти­с­ти­че­с­кой биб­ли­о­гра­фии», «ин­тел­лек­ту­аль­ной биб­ли­о­гра­фии», а за­тем — к ак­тив­но­му раз­ви­тию биб­ли­о­ме­т­рии и на­уко­ме­т­рии вплоть до со­зда­ния спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных жур­на­лов по этим на­прав­ле­ни­ям.
В 1960–70-е гг. вы­хо­дят пер­вые мо­но­гра­фии по ко­ли­че­ст­вен­но­му ис­сле­до­ва­нию на­уки, до­ку­мен­таль­ных по­то­ков. Об­суж­да­ет­ся про­бле­ма «ин­фор­ма­ци­он­но­го взры­ва—ин­фор­ма­ци­он­но­го кри­зи­са». Осу­ще­ств­ле­ны опы­ты «про­бель­но­го ана­ли­за», слен­го­во­го и ча­с­тот­но­го кон­тент-ана­ли­за тек­с­тов. Ста­ти­с­ти­че­с­кие ме­то­ды ста­ли ис­поль­зо­вать­ся для ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной об­ра­бот­ки ре­зуль­та­тов биб­ли­о­ме­т­ри­че­с­ких ис­сле­до­ва­ний, на­коп­лен опыт кар­то­гра­фи­ро­ва­ния на­уки на ос­но­ве по­то­ка ци­ти­ро­ван­ной ли­те­ра­ту­ры. По­сте­пен­но скла­ды­ва­ют­ся не­сколь­ко на­прав­ле­ний-школ в ис­сле­до­ва­нии до­ку­мен­таль­но­го по­то­ка, обо­зна­чен­ных как «на­уко­ме­т­рия», «биб­ли­о­ме­т­рия», «ин­фор­ме­т­рия». И в оте­че­ст­вен­ной, и в за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ре до сих пор ве­дут­ся спо­ры о со­от­но­ше­нии этих по­ня­тий, а со­от­вет­ст­вен­но, и сто­я­щих за ни­ми ис­сле­до­ва­ний. По­дроб­ный ис­то­ри­о­гра­фи­че­с­кий и срав­ни­тель­ный ана­лиз этих по­ня­тий при­ве­ден в ра­бо­тах О. Во­ве­ре­не,3 A. Pritchard, F. Lara, L. Egghe.
Пред­ла­га­ет­ся раз­гра­ни­чи­вать их по пред­ме­ту и це­ли ис­сле­до­ва­ния. Од­на­ко, во­прос о гра­ни­цах биб­ли­о­ме­т­рии не про­стой. В эти го­ды про­ве­де­ны сот­ни мас­штаб­ных эм­пи­ри­че­с­ких ис­сле­до­ва­ний с раз­ны­ми це­ля­ми, раз­ной ме­то­ди­кой, в раз­ных сфе­рах на­уч­но-про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­с­ти. Их объ­е­ди­ня­ют три чер­ты: они осу­ще­ств­ля­ют­ся на ос­но­ве ко­ли­че­ст­вен­ных (ча­с­тот­ных) из­ме­ре­ний из­ве­ст­ной ин­фор­ма­ции об объ­ек­те с це­лью оцен­ки его со­сто­я­ния. При этом не­воз­мож­но кар­ди­наль­но раз­гра­ни­чить ме­т­ри­че­с­кие ис­сле­до­ва­ния по при­зна­кам спе­ци­фи­ки объ­ек­тов, ме­то­дов и ба­зы ис­сле­до­ва­ний. В 1970–80-е гг. ак­тив­нее ста­ли раз­ви­вать­ся ме­т­ри­че­с­кие на­прав­ле­ния в раз­ных от­рас­лях зна­ния — со­ци­о­ме­т­рия, эко­но­ме­т­рия, тех­но­ме­т­рия, би­о­ме­т­рия, ма­те­ма­ти­че­с­кая линг­ви­с­ти­ка и др. В них за­кла­ды­ва­лись ос­но­вы из­ме­ре­ния дан­ных об объ­ек­те с це­лью про­гно­за раз­ви­тия зна­ния или са­мо­го объ­ек­та.
В на­сто­я­щее вре­мя фор­ми­ру­ет­ся но­вое на­прав­ле­ние ин­фор­ма­ци­он­ной ди­а­гно­с­ти­ки — се­те­ме­т­рия (ве­бо­ме­т­рия, сай­то­ме­т­рия, ки­бер­ме­т­рия), во­брав­шая в се­бя опыт биб­ли­о­ме­т­ри­че­с­ких ис­сле­до­ва­ний и осу­ще­ств­ля­ю­щая их в се­те­вом ре­жи­ме.
Та­ким об­ра­зом, ко­рот­ко «про­бе­жав» ос­нов­ные со­бы­тия за два бур­ных сто­ле­тия, мы ви­дим од­но из ба­зо­вых на­чал ин­фор­ма­ци­он­но­го ана­ли­за и дол­го­вре­мен­ные ана­ли­ти­че­с­кие ус­т­рем­ле­ния биб­ли­о­гра­фии. Сей­час мы их вло­жим в об­щую тех­но­ло­ги­че­с­кую це­поч­ку — как на уров­не ко­ли­че­ст­вен­но­го изу­че­ния ми­к­ро­по­то­ка до­ку­мен­тов, так и ана­ли­за кон­крет­ных тек­с­тов, баз дан­ных.

Этап II. Биб­ли­о­ме­т­ри­че­с­кие из­ме­ре­ния
Биб­ли­о­ме­т­ри­че­с­кие из­ме­ре­ния осу­ще­ств­ля­ют­ся в обя­за­тель­ном по­ряд­ке для ана­ли­за на­уч­ных, тех­ни­че­с­ких, ре­же — эко­но­ми­че­с­ких объ­ек­тов, так как сра­зу же да­ют пред­став­ле­ние о рас­про­ст­ра­нен­но­с­ти и но­виз­не кон­крет­ных ха­рак­те­ри­с­тик объ­ек­та, точ­ках их воз­ник­но­ве­ния.
Шаг 10. Се­лек­тив­ные про­це­ду­ры. Ото­брать те при­зна­ки объ­ек­та, для ко­то­рых важ­на ча­с­тот­ная ха­рак­те­ри­с­ти­ка. Это мо­гут быть эко­но­ми­че­с­ки или на­уч­но зна­чи­мые ин­ди­ка­то­ры объ­ек­та. На­при­мер, ту­ри­с­ти­че­с­кой фир­ме важ­но знать ча­с­тот­ность (по­вто­ря­е­мость) кон­крет­ных ту­ров, пред­ла­га­е­мых жи­те­лям го­ро­да в рек­лам­ных со­об­ще­ни­ях, или — сво­е­вре­мен­но уви­деть но­вые мар­ш­ру­ты сво­их кон­ку­рен­тов.
Для ди­а­гно­с­ти­ки на­уч­но­го на­прав­ле­ния важ­но ви­деть ча­с­то­ту, вре­мя и ме­с­то по­яв­ле­ния пуб­ли­ка­ций каж­до­го ав­то­ра для вы­де­ле­ния ве­ду­щих кол­лек­ти­вов, фик­са­ции но­вых уча­ст­ни­ков в раз­ра­бот­ке про­бле­мы и др. В на­шем при­ме­ре по об­ме­ну квар­ти­ры от не­о­жи­дан­ных оши­бок мо­жет пре­до­сте­речь ча­с­тот­ный ряд пред­ло­же­ний по при­зна­ку ми­к­ро­рай­о­на и при­зна­ку ча­с­то­ты пред­ло­же­ний от но­во­го агент­ст­ва не­дви­жи­мо­с­ти.
Шаг 11. Из­ме­ри­тель­ные про­це­ду­ры. Из­ме­ре­ния про­из­во­дят­ся как фик­са­ция по­яв­ле­ния объ­ек­та с кон­крет­ным при­зна­ком по из­бран­но­му кру­гу биб­ли­о­ме­т­ри­че­с­ких ин­ди­ка­то­ров.
В руч­ной, весь­ма тру­до­ем­кой тех­но­ло­гии, важ­но от­дель­ной гра­фой «не­о­пре­де­ле­но» фик­си­ро­вать каж­дую не­иден­ти­фи­ци­ро­ван­ную си­ту­а­цию. В ней учи­ты­вать ча­с­то­ту по­яв­ле­ния объ­ек­та, ког­да при­знак от­сут­ст­ву­ет в ис­ход­ном со­об­ще­нии или он од­но­знач­но не опо­зна­ет­ся. На­при­мер, за­ме­ня­ет­ся кон­крет­ный ко­ли­че­ст­вен­ный ин­ди­ка­тор сло­ва­ми «боль­шой», це­на «по до­го­во­рен­но­с­ти» и др. Это поз­во­лит оце­нить до­лю ре­ле­вант­ных со­об­ще­ний, а глав­ное — на эта­пе ос­мыс­ле­ния ре­зуль­та­тов ана­ли­за уви­деть «тай­ную» кар­ти­ну, по­лу­чить но­вое зна­ние об объ­ек­те. Ино­гда, ана­лиз этой груп­пы объ­ек­тов ста­но­вит­ся са­мым ин­те­рес­ным и ре­зуль­та­тив­ным.
При ма­шин­ном ре­жи­ме про­це­ду­ры ча­с­тот­но­го из­ме­ре­ния за­ни­ма­ют се­кун­ды, но мы ли­ша­ем­ся имен­но груп­пы «не­о­пре­де­ле­но». Лишь спе­ци­аль­ные про­грам­мы поз­во­ля­ют вы­де­лить хо­тя бы «не со­счи­тан­ные» по кон­крет­но­му при­зна­ку эле­мен­ты.
Ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ний удоб­нее все­го сра­зу пред­став­лять в ран­жи­ро­ван­ном ря­ду объ­ек­тов с убы­ва­ю­щей ча­с­то­той встре­ча­е­мо­с­ти кон­крет­но­го при­зна­ка.

Этап III. Ста­ти­с­ти­че­с­кая об­ра­бот­ка дан­ных
Про­це­ду­ры удоб­но раз­де­лить на про­стую (пер­вич­ную) и слож­ную (вто­рич­ную) ста­ти­с­ти­че­с­кую об­ра­бот­ку дан­ных, так как они сов­ме­ща­ют­ся во вре­ме­ни толь­ко при на­ли­чии спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го про­грамм­но­го обес­пе­че­ния.
Шаг 12. Ста­ти­с­ти­че­с­кие про­це­ду­ры: пер­вич­ная об­ра­бот­ка дан­ных. Вы­пол­ня­ем при­выч­ные про­це­ду­ры: вы­ра­же­ние ин­ди­ка­то­ров в от­но­си­тель­ных ци­ф­рах (про­цент, до­ля) для объ­ек­тов, под­счет сред­них зна­че­ний по­ка­за­те­лей за учет­ный пе­ри­од вре­ме­ни, под­счет от­кло­не­ний ин­ди­ка­то­ров от сред­них зна­че­ний, кон­троль об­ще­го объ­е­ма ана­ли­зи­ру­е­мой вы­бор­ки по каж­до­му при­зна­ку. Мож­но ис­поль­зо­вать при­ем сум­ми­ро­ва­ния от­дель­ных при­зна­ков объ­ек­та с их ран­жи­ро­ва­ни­ем по ком­плекс­но­му ин­ди­ка­то­ру.
Осо­бая про­це­ду­ра — ус­та­нов­ле­ние кон­троль­ных (фо­но­вых) зна­че­ний ин­ди­ка­то­ров. Это мож­но сде­лать, оце­ни­вая раз­мах зна­че­ний каж­до­го ин­ди­ка­то­ра для дан­но­го пе­ри­о­да вре­ме­ни в срав­не­нии с пре­ды­ду­щим пе­ри­о­дом раз­ви­тия объ­ек­та и по­лу­чая сред­не­фо­но­вое зна­че­ние ин­ди­ка­то­ра.
По­лу­чен­ные таб­ли­цы и по­ка­за­те­ли уже мо­гут слу­жить ма­те­ри­а­лом для со­дер­жа­тель­ной ин­тер­пре­та­ции, но ра­ци­о­наль­нее се­го­дня ос­ва­и­вать бо­лее слож­ные ме­то­ды ма­те­ма­ти­че­с­кой ста­ти­с­ти­ки.
Шаг 13. Ста­ти­с­ти­че­с­кие про­це­ду­ры: вто­рич­ная об­ра­бот­ка дан­ных. На­чи­на­ют­ся, как пра­ви­ло, с оцен­ки па­ра­ме­т­ров рас­пре­де­ле­ния ве­ли­чин, на ос­но­ве ко­то­рой де­ла­ет­ся вы­вод о за­ко­не рас­пре­де­ле­ния. В со­от­вет­ст­вие с ви­дом рас­пре­де­ле­ния и вы­би­ра­ют­ся под­хо­ды к слож­ной об­ра­бот­ке дан­ных — кор­ре­ля­ци­он­ный ана­лиз, фак­тор­ный, кла­с­тер­ный, ме­тод глав­ных ком­по­нент, де­тер­ми­нант­ный ана­лиз и т. д.
Осо­бую слож­ность пред­став­ля­ет ран­го­вая ста­ти­с­ти­ка, столь ха­рак­тер­ная для биб­ли­о­ме­т­ри­че­с­ких дан­ных. Бы­с­т­ро иду­щие мо­гут уви­деть про­бле­мы ран­го­вых рас­пре­де­ле­ний в кни­гах А. И. Яб­лон­ско­го4 и С. Д. Хай­ту­на5, ли­бо в со­от­вет­ст­ву­ю­щем раз­де­ле учеб­ни­ков по ма­те­ма­ти­че­с­кой ста­ти­с­ти­ке. Но и по­сле их ос­во­е­ния мо­жет быть ре­ко­мен­до­ван лишь пе­ре­ход к ве­ро­ят­но­ст­ным ве­ли­чи­нам, по­сколь­ку на­и­бо­лее убе­ди­тель­ные ре­зуль­та­ты бы­ли на­ми по­лу­че­ны на ос­но­ве фак­тор­но­го ана­ли­за, ко­то­рый поз­во­ля­ет уви­деть и ус­той­чи­вые, и за­рож­да­ю­щи­е­ся тен­ден­ции в раз­ви­тии объ­ек­та.
Шаг 14. Ви­зу­а­ли­за­ция дан­ных. Ви­зу­а­ли­за­ция дан­ных — пред­став­ле­ние ре­зуль­та­тов ин­фор­ма­ци­он­но­го мо­де­ли­ро­ва­ния объ­ек­та и ста­ти­с­ти­че­с­ких про­це­дур в на­гляд­ной, гра­фи­че­с­кой и иной зри­тель­но вос­при­ни­ма­е­мой фор­ме. Мо­жет про­из­во­дить­ся на лю­бом из пред­ше­ст­ву­ю­щих эта­пов ра­бо­ты, но на­и­бо­лее эф­фек­тив­на в про­цес­се ста­ти­с­ти­че­с­кой об­ра­бот­ки дан­ных.
Ча­ще все­го вы­пол­ня­ет­ся в ви­де кри­вых рос­та ин­ди­ка­то­ров, ди­а­грамм, гра­фи­че­с­ко­го ото­б­ра­же­ния ма­т­риц фак­тор­ных на­гру­зок. Бла­го­да­ря из­ве­ст­ным па­ке­там ста­ти­с­ти­че­с­кой об­ра­бот­ки («Стат­граф», «Ста­ти­с­ти­ка» и др.), мож­но ото­б­ра­жать дан­ные в ви­де бо­лее слож­ных по­верх­но­с­тей, по­ка­зы­ва­ю­щих ди­на­ми­ку из­ме­не­ний па­ра­ме­т­ров объ­ек­та.
При­ве­дем два при­ема ви­зу­а­ли­за­ции дан­ных, уже за­ре­ко­мен­до­вав­ших се­бя на раз­ных эта­пах в на­ших ис­сле­до­ва­ни­ях:
• про­стой при­ем зву­ко-цве­то­во­го сиг­на­ла при вво­де в ба­зу дан­ных ано­маль­ных зна­че­ний ин­ди­ка­то­ра (вы­хо­дя­ще­го за пре­де­лы мак­си­маль­ных и ми­ни­маль­ных его по­ка­за­те­лей). Этот сиг­нал — знак ана­ли­ти­ку ли­бо об ошиб­ке вво­да, ли­бо о рез­кой пе­ре­ме­не в жиз­ни объ­ек­та;
• «ин­фор­ма­ци­он­ная во­рон­ка» (мы ее так ус­лов­но на­зва­ли, а по­зд­нее на­шли ана­лог в ви­де близ­кой по су­ти ме­то­ди­ки «линз»), ко­то­рая лег­ко стро­ит­ся по про­цент­ным со­от­но­ше­ни­ям от­но­си­тель­но од­но­род­ных объ­ек­тов, от­се­ка­е­мых по раз­ным при­зна­кам (см. рис.).
В на­шем при­ме­ре — ото­б­ра­же­ние «раз­бра­ков­ки» 209 пред­ло­же­ний по об­ме­ну квар­ти­ры по ин­ди­ка­то­рам: дом — не кир­пич­ный (блоч­ный, па­нель­ный — 93 объ­яв­ле­ния), кух­ня — ме­нее 8 кв. м. — 72 со­об­ще­ния, с до­пла­той — 38 пред­ло­же­ний. В ре­зуль­та­те — лишь 6 объ­яв­ле­ний удов­ле­тво­ря­ют всем на­шим ин­ди­ка­то­рам. На­и­бо­лее эф­фек­ти­вен этот прием при ис­поль­зо­ва­нии боль­ше­го чис­ла сла­бо­фор­ма­ли­зо­ван­ных ин­ди­ка­то­ров оцен­ки, каж­дый из ко­то­рых в не­ко­то­рой ме­ре при­сут­ст­ву­ет в каж­дом из диф­фе­рен­ци­ру­е­мых объ­ек­тов.

Ин­те­рес­ный при­ем ви­зу­а­ли­за­ции фи­нан­со­вых по­ка­за­те­лей (по дан­ным Н. Бен­ги­на) ис­поль­зу­ют чле­ны кре­дит­ных ко­мис­сий при ре­ше­нии о вы­де­ле­нии кре­ди­та в за­ви­си­мо­с­ти от со­сто­я­ния ба­лан­са ком­мер­че­с­ко­го бан­ка. Ин­ди­ка­то­ры фик­си­ру­ют­ся в ви­де ко­раб­ли­ка, что об­лег­ча­ет од­но­вре­мен­ное вос­при­я­тие по­ка­за­те­лей, а глав­ное — их со­от­но­ше­ний.

Галина Феофановна Гордукалова, заведующая кафедрой гуманитарной информации СПбГУКИ, доктор педагогических наук

1 Гор­ду­ка­ло­ва Г. Ф. До­ку­мен­таль­ный по­ток со­ци­аль­ной те­ма­ти­ки как объ­ект биб­ли­о­гра­фи­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти. — Л.: ЛГИК, 1990. — 106 с.
2 Зусь­ман О. М. Биб­ли­о­гра­фи­че­с­кие ис­сле­до­ва­ния на­уки. — СПб., 2000. — С. 23—35.
3 Во­ве­ре­не О. Биб­ли­о­ме­т­рия — часть ме­то­до­ло­гии ин­фор­ма­ти­ки // НТИ. Сер. 2. — 1985. — № 7. — С. 1—5.
4 Яб­лон­ский А. И. Ма­те­ма­ти­че­с­кие мо­де­ли в ис­сле­до­ва­нии мо­де­ли на­уки. — М.: На­ука, 1986. — С. 22—51.
5 Хай­тун С. Д. Про­бле­мы ко­ли­че­ст­вен­но­го ана­ли­за на­уки. — М.: На­ука, 1989. — 280 с.

Про­дол­же­ние в сле­ду­ю­щем но­ме­ре