Информационное пространство вузовской библиотеки. Как обеспечить доступ к документам

Под влиянием изменений глобального информационного пространства библиотеки вынуждены менять не только технологии своей работы, но и уже сложившиеся подходы, понятия, термины и соглашения, по-новому моделировать и организовывать свое информационное пространство.
Под ин­фор­ма­ци­он­ным про­ст­ран­ст­вом ву­зов­ских биб­ли­о­тек мы по­ни­ма­ем про­ст­ран­ст­во, в ко­то­ром дей­ст­ву­ют биб­ли­о­теч­но-биб­ли­о­гра­фи­че­с­кие про­цес­сы, не­по­сред­ст­вен­но свя­зан­ные с на­уч­но-ин­фор­ма­ци­он­ной де­я­тель­но­с­тью (НИД) дан­ной биб­ли­о­те­ки и ву­за в це­лом. Ос­нов­ные ком­по­нен­ты ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ст­ран­ст­ва — это ин­фор­ма­ци­он­ные ре­сур­сы, сред­ст­ва ин­фор­ма­ци­он­но­го вза­и­мо­дей­ст­вия и ин­фор­ма­ци­он­ная ин­фра­ст­рук­ту­ра.
Глав­ная цель со­зда­ния ком­форт­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ст­ран­ст­ва оче­вид­на — обес­пе­чить до­ступ поль­зо­ва­те­ля к не­об­хо­ди­мым ему до­ку­мен­там и дан­ным, не­за­ви­си­мо от то­го, в ка­ком ви­де они пред­став­ле­ны и в ка­ком ме­с­те они хра­нят­ся. Но для это­го не­об­хо­ди­мо, что­бы все ком­по­нен­ты бы­ли ре­а­ли­зо­ва­ны и их раз­ви­тие про­ис­хо­ди­ло до­ста­точ­но гар­мо­нич­но.
Ана­лиз де­я­тель­но­с­ти боль­шин­ст­ва биб­ли­о­тек по­ка­зы­ва­ет, что из пе­ре­чис­лен­ных вы­ше ком­по­нен­тов ву­зов­ские биб­ли­о­те­ки об­ла­да­ют боль­ши­ми и раз­но­об­раз­ны­ми ин­фор­ма­ци­он­ны­ми ре­сур­са­ми, не­ко­то­ры­ми сред­ст­ва­ми ин­фор­ма­ци­он­но­го вза­и­мо­дей­ст­вия и очень сла­бой ин­фор­ма­ци­он­ной ин­фра­ст­рук­ту­рой.
Ре­ше­ние за­дач по ус­т­ра­не­нию это­го дис­ба­лан­са «вну­т­ри биб­ли­о­те­ки» ос­но­вы­ва­ет­ся на си­с­тем­ном под­хо­де к ор­га­ни­за­ции всех со­став­ля­ю­щих ча­с­тей и на­прав­ле­ний де­я­тель­но­с­ти ву­зов­ской биб­ли­о­те­ки. Со­зда­ние ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ст­ран­ст­ва биб­ли­о­те­ки пред­по­ла­га­ет ре­ше­ние ря­да вза­и­мо­свя­зан­ных ком­плекс­ных «под­за­дач».
Пер­вое — раз­ра­бот­ка и со­зда­ние ин­фор­ма­ци­он­ной ин­фра­ст­рук­ту­ры, то есть си­с­те­мы ор­га­ни­за­ци­он­ных струк­тур, обес­пе­чи­ва­ю­щих функ­ци­о­ни­ро­ва­ние и раз­ви­тие ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ст­ран­ст­ва биб­ли­о­те­ки и средств ин­фор­ма­ци­он­но­го вза­и­мо­дей­ст­вия. На по­ст­ро­е­ние пра­виль­ной ин­фор­ма­ци­он­ной ин­фра­ст­рук­ту­ры ву­зов­ской биб­ли­о­те­ки вли­я­ют:
• ха­рак­тер и объ­ем де­я­тель­но­с­ти биб­ли­о­те­ки, ее ме­с­то и роль в ву­зе (это мо­жет быть про­сто учеб­ная биб­ли­о­те­ка или ин­фор­ма­ци­он­ный центр ву­за), сте­пень вне­д­ре­ния но­вых тех­но­ло­гий, осо­бен­но­с­ти зда­ния биб­ли­о­те­ки, под­го­тов­ка и ква­ли­фи­ка­ция ка­д­ров;
• рас­ши­ре­ние ви­до­во­го со­ста­ва фон­дов до­ку­мен­таль­ных и дру­гих ис­точ­ни­ков, раз­но­об­ра­зие ин­фор­ма­ци­он­ных ус­луг биб­ли­о­те­ки;
• ком­мер­че­с­кая де­я­тель­ность, спо­соб­ст­ву­ю­щая рас­ши­ре­нию но­мен­к­ла­ту­ры ус­луг и уве­ли­че­нию объ­е­мов ин­фор­ма­ци­он­но-биб­ли­о­теч­ной и дру­гой де­я­тель­но­с­ти, бла­го­да­ря че­му по­яв­ля­ют­ся но­вые ра­бо­чие ме­с­та и под­раз­де­ле­ния;
• из­ме­не­ние ха­рак­те­ра тех­но­ло­гии и по­сле­до­ва­тель­но­с­ти тру­до­вых про­цес­сов, вы­зван­ное вне­д­ре­ни­ем средств ав­то­ма­ти­за­ции и ме­ха­ни­за­ции;
• ко­ли­че­ст­во, раз­ме­ще­ние, ар­хи­тек­тур­но-пла­ни­ро­воч­ные осо­бен­но­с­ти зда­ния биб­ли­о­те­ки.
В чис­ле мер, на­прав­лен­ных на со­зда­ние ин­фор­ма­ци­он­ной ин­фра­стук­ту­ры, — при­об­ре­те­ние и вне­д­ре­ние не­об­хо­ди­мой тех­но­ло­гии, раз­ви­тие се­те­вых ин­фор­ма­ци­он­ных служб, раз­ра­бот­ка про­це­дур и рас­пре­де­ле­ние от­вет­ст­вен­но­с­ти по уп­рав­ле­нию ею. К со­жа­ле­нию, сей­час го­во­рить о тех­ни­че­с­кой со­став­ля­ю­щей ин­фор­ма­ци­он­ной ин­фра­ст­рук­ту­ры в ву­зов­ских биб­ли­о­те­ках очень слож­но, так как фи­нан­со­вые про­бле­мы су­ще­ст­ву­ют во всех ву­зах. Мно­гие биб­ли­о­те­ки ос­на­ща­ют­ся тех­ни­кой и про­грамм­ным обес­пе­че­ни­ем по прин­ци­пу «бе­ри что да­ют», хо­ро­шо ес­ли во­об­ще что-то да­ют. Сей­час кар­ти­на ме­ня­ет­ся, но мед­лен­но.
Вто­рая со­став­ля­ю­щая ин­фра­ст­рук­ту­ры — раз­ра­бот­ка но­вых ор­га­ни­за­ци­он­ных ме­ха­низ­мов в ус­ло­ви­ях со­зда­ния но­во­го ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ст­ран­ст­ва, пе­ре­ква­ли­фи­ка­ция пер­со­на­ла в пла­не обу­че­ния ра­бо­те с пер­со­наль­ны­ми ком­пью­те­ра­ми и но­вы­ми ме­то­да­ми уп­рав­ле­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем воз­мож­но­с­тей те­ле­ком­му­ни­ка­ций. Здесь важ­ны ор­га­ни­за­ци­он­но-струк­тур­ные из­ме­не­ния (ре­ор­га­ни­за­ция), ко­то­рые яв­ля­ют­ся ча­с­тью раз­ра­ба­ты­ва­е­мой биб­ли­о­те­кой дол­го­сроч­ной про­грам­мы (кон­цеп­ции ее раз­ви­тия), объ­е­ди­ня­ю­щей все ви­ды и на­прав­ле­ния де­я­тель­но­с­ти биб­ли­о­те­ки.
Про­ду­мы­ва­ние мис­сии и функ­ции биб­ли­о­те­ки бу­дет спо­соб­ст­во­вать ее ско­рей­ше­му при­спо­соб­ле­нию к но­вой сре­де су­ще­ст­во­ва­ния, со­зда­нию пра­виль­но ор­га­ни­зо­ван­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ст­ран­ст­ва. В на­сто­я­щий мо­мент, со­хра­няя свои ос­нов­ные функ­ции фор­ми­ро­ва­ния, хра­не­ния и обес­пе­че­ния або­нен­тов ин­фор­ма­ци­ей, прак­ти­че­с­ки все из ра­нее вы­пол­ня­е­мых биб­ли­о­те­ка­ми ви­дов де­я­тель­но­с­ти и тех­но­ло­гий пре­тер­пе­ли из­ме­не­ния. Это при­ве­ло к по­яв­ле­нию в струк­ту­ре биб­ли­о­тек но­вых под­раз­де­ле­ний (от­де­лов):
• ав­то­ма­ти­за­ции биб­ли­о­теч­ных про­цес­сов;
• опе­ра­тив­ной ин­фор­ма­ции;
• эле­к­трон­ных баз дан­ных и т. п.
Ана­лиз су­ще­ст­ву­ю­щей по этой те­ме ли­те­ра­ту­ры и прак­ти­ки ра­бо­ты биб­ли­о­тек по­ка­зал, что при со­зда­нии ин­фор­ма­ци­он­ной ин­фра­ст­рук­ту­ры биб­ли­о­те­ки не­об­хо­ди­мо со­блю­дать ряд прин­ци­пов.
1. Прин­цип но­вых за­дач — не пе­ре­кла­ды­вать на вы­чис­ли­тель­ную тех­ни­ку тра­ди­ци­он­но сло­жив­ши­е­ся ме­то­ды и при­емы, а пе­ре­ст­ра­и­вать их в со­от­вет­ст­вии с те­ми воз­мож­но­с­тя­ми, ко­то­рые да­ют но­вые ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии. На прак­ти­ке это оз­на­ча­ет, что при ана­ли­зе всех ви­дов де­я­тель­но­с­ти биб­ли­о­те­ки вы­яв­ля­ют­ся про­бле­мы сни­жа­ю­щие эф­фек­тив­ность со­от­вет­ст­ву­ю­щей ра­бо­ты. По ре­зуль­та­там ана­ли­за на­ме­ча­ет­ся спи­сок за­дач, ко­то­рые в си­лу раз­лич­ных объ­ек­тив­ных при­чин (боль­шой объ­ем, гро­мад­ные за­тра­ты вре­ме­ни и т. п.) сей­час не ре­ша­ют­ся или ре­ша­ют­ся не­пол­но, но ко­то­рые впол­не можно ре­шит­ь с по­мо­щью но­вых ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий.
2. Прин­цип си­с­тем­но­го под­хо­да — со­зда­ние ин­фор­ма­ци­он­ной ин­фра­ст­рук­ту­ры долж­но ос­но­вы­вать­ся на си­с­тем­ном ана­ли­зе ос­нов­ных на­прав­ле­ний ра­бо­ты де­я­тель­но­с­ти биб­ли­о­те­ки. Долж­ны быть оп­ре­де­ле­ны це­ли и кри­те­рии эф­фек­тив­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния, про­ве­де­на струк­ту­ри­за­ция, вскры­ва­ю­щая весь ком­плекс во­про­сов, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо ре­шить для то­го, что­бы про­ек­ти­ру­е­мая си­с­те­ма на­и­луч­шим об­ра­зом со­от­вет­ст­во­ва­ла ус­та­нов­лен­ным це­лям и кри­те­ри­ям.
3. Прин­ци­пы не­пре­рыв­но­го раз­ви­тия си­с­те­мы. По ме­ре раз­ви­тия пе­да­го­ги­ки, пси­хо­ло­гии, ча­ст­ных ме­то­дик, на­уч­ных дис­цип­лин, ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий воз­ни­ка­ют но­вые за­да­чи, ви­до­из­ме­ня­ют­ся ста­рые. При этом со­здан­ная ин­фор­ма­ци­он­ная ба­за долж­на под­вер­гать­ся оп­ре­де­лен­ной пе­ре­ком­по­нов­ке, но не кар­ди­наль­ной пе­ре­ст­рой­ке.
4. Прин­цип пер­во­го ру­ко­во­ди­те­ля. За­каз на ком­пью­те­ры, про­грамм­ное обес­пе­че­ние и их вне­д­ре­ние в про­цесс ра­бо­ты биб­ли­о­те­ки долж­ны про­из­во­дить­ся под не­по­сред­ст­вен­ным ру­ко­вод­ст­вом пер­во­го ру­ко­во­ди­те­ля со­от­вет­ст­ву­ю­ще­го уров­ня. Прак­ти­ка убе­ди­тель­но сви­де­тель­ст­ву­ет, что вся­кая по­пыт­ка пе­ре­до­ве­рить де­ло вне­д­ре­ния вто­ро­сте­пен­ным ли­цам не­из­беж­но при­во­дит к то­му, что оно ори­ен­ти­ру­ет­ся на ру­тин­ные за­да­чи и не да­ет ожи­да­е­мо­го эф­фек­та.
5. Прин­ци­пы еди­ной ин­фор­ма­ци­он­ной ба­зы. На ма­шин­ных но­си­те­лях на­кап­ли­ва­ет­ся и по­сто­ян­но об­нов­ля­ет­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния по­став­лен­ных за­дач или при­ня­тия ре­ше­ния. При этом в ос­нов­ных фай­лах ис­клю­ча­ет­ся не­о­прав­дан­ное дуб­ли­ро­ва­ние ин­фор­ма­ции, ко­то­рое не­из­беж­но воз­ни­ка­ет, ес­ли пер­вич­ные ин­фор­ма­ци­он­ные фай­лы со­зда­ют­ся для каж­дой за­да­чи от­дель­но. Та­кой под­ход силь­но об­лег­ча­ет за­да­чу даль­ней­ше­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния и раз­ви­тия си­с­те­мы.
6. Прин­цип от­кры­то­с­ти ин­фор­ма­ци­он­ной си­с­те­мы. Всем за­ин­те­ре­со­ван­ным уч­реж­де­ни­ям и ча­ст­ным ли­цам мо­жет быть пред­остав­лен до­ступ к не­об­хо­ди­мой ин­фор­ма­ции со­здан­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­с­те­мы.
Вто­рая за­да­ча, ре­ша­е­мая каж­дой биб­ли­о­те­кой при со­зда­нии сво­е­го ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ст­ран­ст­ва, — со­зда­ние и ис­поль­зо­ва­ние средств ин­фор­ма­ци­он­но­го вза­и­мо­дей­ст­вия. Речь идет о со­вре­мен­ных сред­ст­вах ин­фор­ма­ци­он­но­го вза­и­мо­дей­ст­вия, не за­тра­ги­вая та­кие тра­ди­ци­он­ные спо­со­бы ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ме­на, как обыч­ная поч­та, те­ле­фон, факс. К со­жа­ле­нию, прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что толь­ко 20% ву­зов­ских биб­ли­о­тек Се­ве­ро-За­па­да име­ют и ис­поль­зу­ют со­вре­мен­ные сред­ст­ва ин­фор­ма­ци­он­но­го вза­и­мо­дей­ст­вия, и го­во­рить об улуч­ше­нии си­ту­а­ции по­ка не при­хо­дит­ся.
Тре­тья за­да­ча, на­и­бо­лее ус­пеш­но на се­го­дняш­ний день ре­ша­е­мая биб­ли­о­те­ка­ми, — со­зда­ние и ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ци­он­ных ре­сур­сов. Биб­ли­о­те­ки из­дав­на обес­пе­чи­ва­ли со­зда­ние са­мо­го мощ­но­го мас­си­ва ин­фор­ма­ци­он­ных ре­сур­сов — от со­зда­ния биб­ли­о­гра­фи­че­с­ких опи­са­ний до спра­воч­ной ин­фор­ма­ции са­мой раз­лич­ной те­ма­ти­ки. В по­след­ние го­ды со­став ин­фор­ма­ци­он­ных ре­сур­сов биб­ли­о­тек в це­лом и ву­зов­ских в ча­ст­но­с­ти су­ще­ст­вен­но из­ме­нил­ся.
Преж­де все­го сле­ду­ет от­ме­тить обо­га­ще­ние форм ин­фор­ма­ции, объ­е­ди­ня­е­мой в фон­дах биб­ли­о­тек. По­ми­мо при­выч­ных книж­ных, пе­ри­о­ди­че­с­ких, до­ку­мен­таль­ных пе­чат­ных и ру­ко­пис­ных объ­ек­тов, по­яв­ля­ют­ся ба­зы дан­ных, бан­ки дан­ных, фай­лы, сай­ты, вы­пол­ня­ю­щие роль и но­вых форм ор­га­ни­за­ции, и но­вых форм но­си­те­лей ин­фор­ма­ции. Им на­до най­ти ме­с­то в струк­ту­ре биб­ли­о­тек. Здесь мно­го не­ре­шен­ных про­блем ме­то­ди­че­с­ко­го и тех­ни­че­с­ко­го ха­рак­те­ра.
По­след­нее вре­мя в си­с­те­ме со­зда­ния эле­к­трон­ных ре­сур­сов биб­ли­о­те­ки не­ма­лое ме­с­то за­ни­ма­ет оци­ф­ров­ка ча­с­ти тра­ди­ци­он­ных фон­дов. Сре­ди про­блем, тре­бу­ю­щих об­суж­де­ния и ре­ше­ния, — обос­но­ва­ние кри­те­ри­ев от­бо­ра ма­те­ри­а­ла для оци­ф­ров­ки и хра­не­ния в эле­к­трон­ной фор­ме. Оче­вид­но, что не­це­ле­со­об­раз­но пе­ре­во­дить в эле­к­трон­ную фор­му весь объ­ем фон­да биб­ли­о­тек. Здесь нуж­ны тща­тель­ная экс­пер­ти­за и эко­но­ми­че­с­кий рас­чет це­ле­со­об­раз­но­с­ти сплош­ной эле­к­тро­ни­за­ции фон­да. Не­ма­ло­важ­ным до­во­дом в поль­зу вы­бо­ра эле­к­трон­ной фор­мы, оче­вид­но, бу­дет по­ка­за­тель ак­тив­но­с­ти спро­са ис­точ­ни­ка, его ис­поль­зо­ва­ние в се­тях меж­биб­ли­о­теч­но­го об­ме­на.
Ком­пью­те­ри­за­ция биб­ли­о­те­ки — осо­бен­но круп­ной — это слож­ней­ший со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­кий про­цесс, уп­рав­ле­ние ко­то­рым тре­бу­ет очень взве­шен­но­го под­хо­да, тща­тель­но про­ду­ман­ных и по­сле­до­ва­тель­но осу­ще­ств­лен­ных ре­ше­ний.
За­да­чи, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо ре­шить «вну­т­ри биб­ли­о­те­ки» для вы­хо­да во внеш­ний мир, — та­кие, как ин­те­г­ра­ция раз­но­род­ных ком­по­нен­тов фон­да, со­зда­ние эле­к­трон­но­го ка­та­ло­га, от­ра­жа­ю­ще­го эти ком­по­нен­ты, — се­го­дня ус­пеш­но ре­ша­ют­ся с по­мо­щью со­вре­мен­ной тех­ни­ки и про­грамм­но­го обес­пе­че­ния бла­го­да­ря пра­виль­но­му под­хо­ду. К со­жа­ле­нию, не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что очень ча­с­то ин­фор­ма­ти­за­ция ву­зов­ской биб­ли­о­те­ки пре­вра­ща­ет­ся в ав­рал, «бо­е­вую опе­ра­цию», в хо­де ко­то­рой «плен­ных не бе­рут, уби­тых не счи­та­ют». Ре­зуль­та­том та­кой ра­бо­ты, как пра­ви­ло, бы­ва­ет по­ст­ро­е­ние «кар­тон­ной де­ко­ра­ции», ко­то­рая вы­дер­жи­ва­ет од­но-два пред­став­ле­ния. Ску­пой пла­тит дваж­ды — это в пол­ной ме­ре от­но­сит­ся к тем, кто пы­та­ет­ся жерт­во­вать ка­че­ст­вом в уго­ду опе­ра­тив­но­с­ти. Ка­че­ст­во со­зда­ва­е­мо­го вну­т­ри биб­ли­о­те­ки ин­фор­ма­ци­он­но­го ре­сур­са бу­дет иметь боль­шое зна­че­ние при внеш­ней ин­те­г­ра­ции.
По ме­ре раз­ви­тия ком­пью­тер­ных и те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий ин­фор­ма­ци­он­ное про­ст­ран­ст­во ву­зов­ской биб­ли­о­те­ки долж­но и бу­дет рас­ши­рять­ся до вну­т­ри­ву­зов­ско­го, меж­биб­ли­о­теч­но­го, меж­ре­ги­о­наль­но­го, а со вре­ме­нем его гра­ни­цы бу­дут ста­но­вить­ся все бо­лее ши­ро­ки­ми. Не­воз­мож­но ре­шать про­бле­мы со­зда­ния ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ст­ран­ст­ва от­дель­ной биб­ли­о­те­ки без увяз­ки с со­зда­ни­ем от­рас­ле­во­го, ре­ги­о­наль­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го про­ст­ран­ст­ва. След­ст­вия не­учё­та это­го фак­то­ра оче­вид­ны: с од­ной сто­ро­ны — тех­ни­че­с­кие, тех­но­ло­ги­че­с­кие и ор­га­ни­за­ци­он­ные не­сты­ков­ки ин­фор­ма­ци­он­ных и ком­му­ни­ка­ци­он­ных си­с­тем, с дру­гой — яв­ная не­воз­мож­ность со­здать в при­ем­ле­мые сро­ки соб­ст­вен­ные ин­фор­ма­ци­он­ные и ком­му­ни­ка­ци­он­ные ин­фра­ст­рук­ту­ры.
Се­го­дня мы долж­ны по­нять, что без объ­е­ди­не­ния уси­лий, без еди­ной ин­фор­ма­ци­он­ной по­ли­ти­ки мы не мо­жем дви­гать­ся даль­ше. И во­прос сто­ит имен­но так — что мы ре­аль­но мо­жем сде­лать са­ми для то­го, что­бы биб­ли­о­теч­ная си­с­те­ма ву­зов в го­ро­де и стра­не функ­ци­о­ни­ро­ва­ла бы бо­лее эф­фек­тив­но? Нуж­но вы­ра­бо­тать стра­те­гию ин­те­г­ра­ции в еди­ное ин­фор­ма­ци­он­ное про­ст­ран­ст­во ре­ги­о­на. Мы все по от­дель­но­с­ти — ка­ки­ми бы ак­тив­ны­ми не бы­ли на­ши уси­лия — не сде­ла­ем то­го, что мо­жем сде­лать со­об­ща.

Татьяна Анатольевна Лигун, заместитель директора по научно-исследовательской работе Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета