Здрав­ст­вуй пле­мя мла­дое, не­зна­ко­мое!

«вот так жи­ву на же­ст­ком дис­ке
вир­ту­аль­но без про­пи­с­ки
эле­к­т­ри­че­ст­ва пол­на
же­ст­кой па­мя­ти вол­на»

Вла­ди­мир Ши­лен­ский

Чи­та­те­лей юно­ше­с­ких биб­ли­о­тек се­го­дня при­ня­то на­зы­вать ти­ней­д­же­ра­ми. Зачастую вынужденные включаться в кон­тек­с­т куль­ту­ры (на­до по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние) и до­б­ро­воль­но существующие в ми­ре суб­куль­ту­ры (кни­ги и му­зы­ка для удо­воль­ст­вия), они как буд­то ря­дом с на­ми и в то же вре­мя да­ле­ко, в сво­их вир­ту­аль­ных ми­рах. Мы им про Пуш­ки­на и До­сто­ев­ско­го — они про Дец­ла, мы про Чай­ков­ско­го и Рах­ма­ни­но­ва — они про «Та­ту». Про­бле­ма ста­ра, как мир. Мож­но Тур­ге­не­ва вспом­нить. И не то, что­бы я стра­даю хан­же­ст­вом и пы­та­юсь до­ка­зать ду­хов­ное пре­вос­ход­ст­во стар­ше­го по­ко­ле­ния. И не в том про­бле­ма, что луч­ше — сим­фо­ния или рэп. В кон­це-кон­цов у каж­до­го вре­ме­ни свои пес­ни. Во­прос в дру­гом…
В этом го­ду на круп­ней­шей книж­ной яр­мар­ке во Франк­фур­те Рос­сия бы­ла центральной страной-участницей. На­шу ли­те­ра­ту­ру пред­став­ля­ли мно­гие до­стой­ные пи­са­те­ли. Сре­ди них вы­де­ля­лась сту­дент­ка жур­фа­ка Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та Ири­на Де­неж­ки­на. Вы­де­ля­лась не столь­ко юным сво­им воз­ра­с­том, сколь­ко пре­зен­ту­е­мой ею кни­гой. В кни­ге той бы­ли та­кие, к при­ме­ру, стро­ки:
«Гам­лет был щуп­лый децл. Нар­ко­той не ув­ле­кал­ся, не бу­хал, как конь, но ино­гда пи­во с вод­кой в по­по­ла­ме пил. А во­об­ще чу­вак был при­коль­ный, без бот­вы, без вся­ко­го от­стоя. Толь­ко тор­моз». И да­лее в та­ком же ду­хе. При­ме­ча­тель­ной кни­га эта бы­ла тем, что но­ми­ни­ру­ясь на «На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер», ус­ту­пи­ла лишь г-ну Про­ха­но­ву, а на книж­ной яр­мар­ке по­зи­ци­о­ни­ро­ва­лась, как «ли­цо рус­ской ли­те­ра­ту­ры».
Не­дав­но мне до­ве­лось по­бы­вать на спек­так­ле «Ро­мео и Джу­ль­ет­та», ко­то­рый по­ста­ви­ла в Те­а­т­ре Лу­ны Ли­лия Аба­д­жа­е­ва. Зал был по­лон под­ро­ст­ка­ми, и каж­дая реп­ли­ка ге­ро­ев со­про­вож­да­лась го­ме­ри­че­с­ким хо­хо­том. Текст бес­смерт­ной пье­сы был пе­ре­пи­сан в сти­ле Де­неж­ки­ной. Че­рез пят­над­цать ми­нут по­сле на­ча­ла спек­так­ля, ког­да осо­бен­но сла­бо­нерв­ные зри­те­ли по­тя­ну­лись к вы­хо­ду, од­на ма­ма ска­за­ла: «Я не хо­чу, что­бы моя дочь ду­ма­ла, что так пи­сал Шек­с­пир».
Мо­жет быть, во­прос за­клю­ча­ет­ся в том, что из­да­те­ли, про­дю­се­ры и про­чие ме­не­д­же­ры от «куль­ту­ры», учи­ты­вая оп­ре­де­лен­ную кри­зис­но-ду­хов­ную си­ту­а­цию в мо­ло­деж­ной сре­де, под­соз­на­тель­ную тя­гу под­ро­ст­ков к эпа­таж­но­с­ти — при­чем, ни­зо­вой, мар­ги­наль­ной эпа­таж­но­с­ти — ста­ли ва­ять и «рас­кру­чи­вать» со­от­вет­ст­ву­ю­щий про­дукт, ссы­ла­ясь на за­ко­ны рын­ка: де­с­кать, ес­ли это вос­тре­бо­ва­но, зна­чит, име­ет ме­с­то быть.
А мо­жет де­ло и не в за­ко­нах рын­ка? А в том, что в самом об­ще­ст­ве рас­про­ст­ра­не­на не­кая тре­вож­ность, ко­то­рая по­рож­да­ет спрос на жа­н­ры, уво­дя­щие юные ду­ши в зыб­кую об­ласть вир­ту­аль­ных меч­та­ний?

С лю­бо­вью, Та­ть­я­на Фи­лип­по­ва,
глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Биб­ли­о­теч­ное Де­ло»