«Душ человеческих добрые лекари» Библиотерапия: акмеологический подход

Достижение гармонии внутреннего мира в целом и информационной гармонии в частности, разрешение личностных проблем, помощь в горе и болезни тесным образом связаны с задачей достижения вершин читательского развития.*
Из­ве­ст­но, что в стрес­со­вых ус­ло­ви­ях че­ло­век по­ка­зы­ва­ет мак­си­мум сво­их воз­мож­но­с­тей и про­гноз сво­е­го даль­ней­ше­го раз­ви­тия. Это спра­вед­ли­во и по от­но­ше­нию к чте­нию, к чи­та­тель­ско­му раз­ви­тию лич­но­с­ти. В си­ту­а­ции пси­хо­эмо­ци­о­наль­но­го на­пря­же­ния, вы­зван­но­го раз­лич­ны­ми при­чи­на­ми (от об­ще­ст­вен­ных до лич­ных), чте­ние од­но­вре­мен­но яв­ля­ет­ся зер­ка­лом вну­т­рен­них кон­флик­тов лич­но­с­ти и об­ще­ст­ва с од­ной сто­ро­ны, а с дру­гой — слу­жит сред­ст­вом их пре­одо­ле­ния.
Чи­та­тель­ское раз­ви­тие в стрес­со­вых си­ту­а­ци­ях оп­ре­де­ля­ет­ся из­ве­ст­ной сба­лан­си­ро­ван­но­с­тью три­а­ды: что чи­тать, как чи­тать, как про­гно­зи­ро­вать, что и как чи­тать для ус­пеш­но­го вы­бо­ра стра­те­гии вы­хо­да из дан­ных си­ту­а­ций и пу­ти к вер­ши­нам чи­та­тель­ско­го раз­ви­тия. К со­жа­ле­нию, на про­тя­же­нии дли­тель­но­го вре­ме­ни те­о­ре­ти­ки и прак­ти­ки биб­ли­о­те­ра­пии ак­цен­ти­ро­ва­ли свое вни­ма­ние толь­ко на пер­вой со­став­ля­ю­щей, то изо­б­ре­тая спи­с­ки по­лез­ных при раз­ных бо­лез­нях или про­бле­мах книг, то за­пре­щая ту или иную ли­те­ра­ту­ру, не ори­ен­ти­ру­ясь ни на на­сто­я­щий уро­вень чи­та­тель­ско­го раз­ви­тия, ни на его бу­ду­щее.
Раз­ви­тию биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти яв­но не спо­соб­ст­во­ва­ло и мне­ние о до­ми­ни­ро­ва­нии так на­зы­ва­е­мо­го «лег­ко­го» чте­ния в та­ких си­ту­а­ци­ях это на­но­си­ло ог­ром­ный вред раз­ви­тию лич­но­с­ти в це­лом, не го­во­ря уже о чи­та­тель­ском раз­ви­тии. Иг­но­ри­ро­вал­ся соб­ст­вен­ный чи­та­тель­ский опыт лич­но­с­ти в стрес­со­вых си­ту­а­ци­ях, спо­со­бы осу­ще­ств­ле­ния чи­та­тель­ской де­я­тель­но­с­ти.
Не­до­ста­точ­ное вни­ма­ние уде­ля­лось и фор­мам и ме­то­дам ра­бо­ты с чи­та­те­ля­ми, в осо­бен­но­с­ти по вос­пи­та­нию куль­ту­ры чте­ния, обу­че­нию чи­та­те­лей раз­лич­ным про­грес­сив­ным ме­то­ди­кам ра­бо­ты с тек­с­та­ми. Не­чет­ко оп­ре­де­ля­лись и на­прав­ле­ния биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кой ра­бо­ты. За­ча­с­тую про­сто су­жа­лись до по­мо­щи в пре­одо­ле­нии не­вро­зов, что во мно­гом бы­ло свя­за­но с узо­с­тью трак­тов­ки са­мо­го тер­ми­на «биб­ли­о­те­ра­пия» — ле­чеб­ное воз­дей­ст­вие кни­ги.
Од­на­ко в древ­но­с­ти по­ня­тия «ле­кар­ст­во», «ле­чеб­ное воз­дей­ст­вие», «ду­шев­ное ле­кар­ст­во» по­ни­ма­лись при­ме­ни­тель­но к кни­гам и биб­ли­о­те­кам не в чи­с­то ме­ди­цин­ском смыс­ле, а в фи­ло­соф­ско-пе­да­го­ги­че­с­ком, рав­но и как сам тер­мин «ду­ша». По-су­ще­ст­ву биб­ли­о­те­ра­пия по­яв­ля­ет­ся прак­ти­че­с­ки од­но­вре­мен­но с пер­вы­ми биб­ли­о­те­ка­ми, ко­то­рые еще древ­ние егип­тя­не об­раз­но име­но­ва­ли «ап­те­ка­ми для ду­ши». В не­за­па­мят­ные вре­ме­на биб­ли­о­те­ка­ря на­зы­ва­ли «ле­ка­рем ду­ши». Это со­хра­ни­лось и по­ны­не — на­при­мер, по­эт Лев Оша­нин с ува­же­ни­ем от­зы­вал­ся о биб­ли­о­те­ка­рях: «Душ че­ло­ве­че­с­ких до­б­рые ле­ка­ри, чувств и по­ступ­ков — биб­ли­о­те­ка­ри».
«Смут­ное со­сто­я­ние ду­ши» — ха­рак­тер­ная чер­та лю­бой эпо­хи пе­ре­мен — не­из­беж­но со­про­вож­да­ет­ся по­треб­но­с­тью в ин­фор­ма­ци­он­ной гар­мо­нии.
Ши­ро­ту и раз­но­об­ра­зие биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ких функ­ций биб­ли­о­тек, ори­ен­та­цию на все ком­по­не­ты вы­де­лен­ной вы­ше три­а­ды мож­но про­сле­дить по вы­ска­зы­ва­ни­ям пи­са­те­лей и уче­ных про­шло­го, ко­то­рые бе­зус­лов­но бы­ли чи­та­те­ля­ми вы­со­ко­го уров­ня раз­ви­тия, ибо в про­тив­ном слу­чае они про­сто не до­стиг­ли бы сво­их про­фес­си­о­наль­ных вы­сот. Так, Се­не­ка по­ла­гал, что чте­ние пи­та­ет ум, а ле­кар­ст­ва для ду­ши уже най­де­ны древ­ни­ми и де­ло чи­та­те­ля их оты­с­кать и при­ме­нять. Ио­анн Сол­сбе­рий­ский на­зы­вал пись­мен­ность «ле­кар­ст­вом от че­ло­ве­че­с­кой не­мо­щи», счи­тал, что имен­но «пись­мен­ное слов все­гда бе­зот­каз­но по­да­ет нам уте­ше­ние в го­ре, от­дых в тру­де, ве­се­лье в бед­но­с­ти, скром­ность сре­ди рос­ко­ши и на­слаж­де­ний, Ибо ду­ша из­бав­ля­ет­ся от по­ро­ков и да­же сре­ди бед и не­сча­с­тий ук­реп­ля­ет­ся в ка­кой-то сми­рен­ной див­ной ра­до­с­ти, ког­да на­прав­ля­ет ос­т­рие ума на по­лез­ное чте­ние».
Есть и упо­ми­на­ния о бе­зо­пас­но­с­ти чи­та­те­ля. Так, Ле­о­нар­до Бру­ни глав­ной за­бо­той по­ла­гал от­бор для чте­ния книг, на­пи­сан­ных луч­ши­ми ав­то­ра­ми, при­зы­вал «бе­речь се­бя, слов­но от ка­кой-то бе­ды и не­ду­га для на­ше­го ума, от книг, на­пи­сан­ных не­уме­ло и не­изящ­но». Он пре­ду­преж­дал, что «чте­ние про­из­ве­де­ний без нуж­ной раз­бор­чи­во­с­ти на­кла­ды­ва­ет свои по­ро­ки на чи­та­ю­ще­го и за­ра­жа­ет его ум, по­доб­но не­ду­гам. <…> Ведь чте­ние, слов­но ду­хов­ная пи­ща, ко­то­рая по­ит и кор­мит ум. По­это­му тот, кто, за­бо­тясь о же­луд­ке, по­гло­ща­ет не вся­кую пи­щу, так и тот, кто хо­чет со­хра­нить здо­ро­вой ду­шу, не поз­во­лит се­бе лю­бое чте­ние».
Ана­ло­гич­ных мне­ний при­дер­жи­ва­лись и на Ру­си на­ши да­ле­кие пред­ки. В Ла­в­рен­ть­ев­ской ле­то­пи­си есть при­ме­ча­тель­ная за­пись о вли­я­нии книг: «Кни­гам бо есть не­счет­ная глу­би­на, сами бо в пе­ча­ли уте­ша­е­мы, ес­ли си суть из-за воз­дер­жа­ния». Мно­го поз­же М. В. Ло­мо­но­сов в сво­ей ра­бо­те «Крат­кое ру­ко­вод­ст­во к крас­но­ре­чию» пря­мо ука­зы­вал, что «сред­ст­ви­ем» для боль­ных, знат­ней­ших и силь­ней­ших, «пе­чаль пре­тер­пе­ва­ю­щих», а так­же «срод­ст­вен­ни­кам уби­ен­ных на вой­не сол­да­тов» по­лез­но чте­ние из «14 сло­ва Ци­це­ро­но­ва про­тив Ан­то­ния»…
На про­тя­же­нии ис­то­рии в прак­ти­ке биб­ли­о­те­ра­пии до­ми­ни­ро­ва­ли от­дель­ные на­прав­ле­ния в за­ви­си­мо­с­ти от по­треб­но­с­тей об­ще­ст­ва и со­сто­я­нии раз­ви­тия те­о­рии биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кой на­уки. В на­уч­ный обо­рот биб­ли­о­те­ко­ве­де­ния тер­мин «биб­ли­о­те­ра­пия» во­шел при­мер­но в 1920-х го­дах и рас­ши­ф­ро­вы­вал­ся лишь как «ле­че­ние кни­гой». Но та­кое уз­кое его по­ни­ма­ние уже тог­да всту­па­ло в рез­кий дис­со­нанс с биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кой прак­ти­кой. Вслед­ст­вие сте­рео­ти­пов про­фес­си­о­наль­но­го со­зна­ния пер­вых те­о­ре­ти­ков-пред­ста­ви­те­лей биб­ли­о­те­ко­ве­де­ния и ме­ди­ци­ны, раз­ли­чий их ме­то­до­ло­ги­че­с­ких под­хо­дов, со­от­но­ше­ние прак­ти­ки и те­о­рии биб­ли­о­те­ра­пии бы­ло не­гар­мо­нич­ным.
Раз­ви­тию те­о­рии пре­пят­ст­во­вал и гос­под­ст­во­вав­ший тог­да субъ­ект-субъ­ект­ный под­ход, иг­но­ри­ро­вав­ший по су­ти де­ла чи­та­те­ля — глав­ную фи­гу­ру в биб­ли­о­те­ра­пии, его чи­та­тель­ский опыт, осо­бен­но­с­ти и пу­ти чи­та­тель­ско­го раз­ви­тия, а так­же вли­я­ние биб­ли­о­теч­ных ме­ро­при­я­тий и спо­со­бов раз­ви­тия куль­ту­ры чте­ния. Еще од­ним тор­мо­зом яв­ля­лось не­рав­но­мер­ное раз­ви­тие ме­то­до­ло­гии двух на­ук (биб­ли­о­те­ко­ве­де­ния и ме­ди­ци­ны), в рам­ки ко­то­рых спе­ци­а­ли­с­ты «за­го­ня­ли» биб­ли­о­те­ра­пию в пла­не как фор­ми­ро­ва­ния ме­то­до­ло­ги­че­с­ких прин­ци­пов биб­ли­о­те­ра­пев­тичсских ис­сле­до­ва­ний, так и при­ме­ня­е­мых ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния, гре­шив­ших од­но­сто­рон­но­с­тью и субъ­ек­ти­виз­мом.
В даль­ней­шем к ре­ше­нию биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ких про­блем под­клю­чи­лись пред­ста­ви­те­ли пе­да­го­ги­ки, куль­ту­ро­ло­гии, пси­хо­ло­гии и ря­да дру­гих смеж­ных на­ук. С од­ной сто­ро­ны это су­ще­ст­вен­но обо­га­ти­ло биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кую прак­ти­ку, рас­ши­ри­ло взгля­ды те­о­ре­ти­ков, но с дру­гой — ме­то­до­ло­ги­че­с­кий дис­со­нанс и сте­рео­ти­пы про­фес­си­о­наль­но­го со­зна­ния про­дол­жа­ли сдер­жи­вать раз­ви­тие на­уки. Се­рь­ез­ным тор­мо­зом ока­зал­ся ме­то­до­ло­ги­че­с­кий кри­зис, ох­ва­тив­ший боль­шин­ст­во пе­ре­чис­лен­ных вы­ше на­ук (за ис­клю­че­ни­ем биб­ли­о­те­ко­ве­де­ния, где, на­про­тив, име­ло ме­с­то опе­ре­жа­ю­щее раз­ви­тие ме­то­до­ло­гии ис­сле­до­ва­ний). За счет при­ме­ня­е­мых в биб­ли­о­те­ра­пии ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ных на вы­яв­ле­ния мне­ний, вы­яв­ля­лись лишь по­верх­но­ст­ные слои про­блем (в осо­бен­но­с­ти это ха­рак­тер­но для пред­ста­ви­те­лей ме­ди­цин­ско­го на­прав­ле­ния).
До­ми­ни­ро­ва­ли ме­то­ды оп­ро­са, не поз­во­ля­ю­щие изу­чить си­ту­а­цию из­ну­т­ри, а не толь­ко сна­ру­жи, и изу­чить в луч­шем слу­чае с двух по­зи­ций: мне­ния биб­ли­о­те­ра­пев­та и тех чи­та­те­лей, с ко­то­ры­ми про­во­дит­ся ра­бо­та. Три­а­да «чи­та­тель-биб­ли­о­те­карь-биб­ли­о­те­ра­певт» в пла­не оцен­ки ре­аль­но­го со­сто­я­ния, пред­ше­ст­ву­ю­ще­го опы­та, про­во­ди­мой ра­бо­ты и про­гно­за бу­ду­ще­го чи­та­тель­ско­го раз­ви­тия прак­ти­че­с­ки иг­но­ри­ро­ва­лась.
В це­лом, ис­то­рия оте­че­ст­вен­ной биб­ли­о­те­ра­пии сви­де­тель­ст­ву­ет, что от­сут­ст­вие те­о­рии биб­ли­о­те­ра­пии, про­фес­си­о­наль­ных сте­рео­ти­пы спе­ци­а­ли­с­тов, не­до­оцен­ка соб­ст­вен­но­го опы­та чи­та­те­лей, про­ве­де­ние ис­сле­до­ва­ний на не­сты­ку­е­мых па­ра­диг­мах тех на­ук, пред­ста­ви­те­ля­ми ко­то­рых яв­ля­лись ис­сле­до­ва­те­ли биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­ких про­блем, от­сут­ст­вие меж­дис­цип­ли­нар­ных ис­сле­до­ва­ний на ос­но­ве еди­ной ме­то­до­ло­гии от­ри­ца­тель­но ска­за­лись и на раз­ви­тии биб­ли­о­те­ра­пии как на­уки, и на биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кой прак­ти­ке.
В ре­зуль­та­те ма­ло или сов­сем не­изу­чен­ным ос­та­ет­ся ряд важ­ных на­прав­ле­ний, от­сут­ст­ву­ет ти­по­ло­гия чи­та­те­лей, столь не­об­хо­ди­мая для прак­ти­ки биб­ли­о­те­ра­пии. Спор­ным про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся во­прос, кто дол­жен и спо­со­бен за­ни­мать­ся биб­ли­о­те­ра­пев­ти­че­с­кой прак­ти­кой…
На ру­бе­же ве­ков от­дель­ные ис­сле­до­ва­те­ли на­чи­на­ют осо­зна­вать, что не­об­хо­дим не про­сто меж­дис­цип­ли­нар­ный под­ход, а син­тез на уров­не ме­то­до­ло­гии. Имен­но это ста­но­вит­ся воз­мож­ным при ори­ен­та­ции ис­сле­до­ва­те­лей на ак­ме­о­ло­ги­че­с­кий под­ход. По­яв­ле­ние па­ра­дигм, сты­ку­ю­щих раз­ные на­уки поз­во­ля­ет на­де­ять­ся на но­вый подъ­ем ис­сле­до­ва­тель­ской де­я­тель­но­с­ти в об­ла­с­ти биб­ли­о­те­ра­пии и даль­ней­шее раз­ви­тие биб­ли­о­те­ра­пии как на­уки.
Ак­ме­о­ло­ги­че­с­кий под­ход поз­во­ля­ет ис­сле­до­вать и од­но­вре­мен­но ре­шать прак­ти­че­с­кие за­да­чи и ста­вить но­вые ис­сле­до­ва­тель­ские про­бле­мы, ори­ен­ти­ру­ясь на раз­ные сту­пе­ни со­ци­аль­ной и чи­та­тель­ской зре­ло­с­ти че­ло­ве­ка, ха­рак­тер вза­и­мо­вли­я­ний ин­тел­лек­ту­аль­ных, эмо­ци­о­наль­ных и фи­зи­че­с­ких свойств, ха­рак­тер вза­и­мо­дей­ст­вия с раз­ны­ми со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми, объ­ек­тив­ные и субъ­ек­тив­ные фак­то­ры и за­ко­но­мер­но­с­ти, спо­соб­ст­ву­ю­щие или тор­мо­зя­щие чи­та­тель­ское раз­ви­тие в стрес­со­вых ус­ло­ви­ях и фор­ми­ро­ва­ние чи­та­те­ля «ак­ме».
На роль биб­ли­о­те­ра­пев­та в раз­ные вре­ме­на по­ми­мо биб­ли­о­те­ка­рей пре­тен­до­ва­ли и ме­ди­ки, и пе­да­го­ги, и пси­хо­ло­ги, и куль­ту­ро­ло­ги. Но кто бы не за­ни­мал­ся этим де­лом, не сле­ду­ет за­бы­вать глав­но­го — чи­та­те­ля, имен­но чи­та­те­ля, а не па­ци­ен­та или кли­ен­та. Толь­ко в этом слу­чае ус­пех ра­бо­ты бу­дет адек­ва­тен по­треб­но­с­тям че­ло­ве­ка и по­треб­но­с­тям об­ще­ст­ва.

Ирина Николаевна Казаринова, старший преподаватель кафедры социологии и психологии чтения СПбГУКИ, кандидат педагогических наук, член-корр. МААН

* Спец­курс «Биб­ли­о­те­ра­пия» вхо­дил в спе­ци­а­ли­за­цию ка­фе­д­ры со­ци­о­ло­гии и пси­хо­ло­гии чте­ния «Ин­фор­ма­ци­он­но-пси­хо­ло­ги­че­с­кий кон­сал­тинг» на днев­ном и ве­чер­нем от­де­ле­ни­ях СПбГУ­КИ. Про­грам­ма это­го кур­са опуб­ли­ко­ва­на в сбор­ни­ке на­уч­ных тру­дов СПбГУ­КИ «Учеб­ные те­т­ра­ди».