Праздник души. «Школа творческого чтения»

Кризис детского чтения угрожает будущему России, интеллекту и нравственному здоровью её народа. Ещё два-три поколения — и мы будем иметь нечитающую страну со всеми вытекающими последствиями: утратой позиций в мировой культуре, науке, экономике и политике. Озабоченность этой проблемой уже высказывается на самом высоком уровне. Что делать, чтобы исправить положение?
В ре­ко­мен­да­циях пар­ла­мент­ских слу­ша­ний «Биб­ли­о­теч­ное об­слу­жи­ва­ние де­тей в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» от 31.10.02, в ча­ст­но­с­ти, бы­ли от­ме­че­ны два во­про­са — не­об­хо­ди­мость по­вы­ше­ния пе­да­го­ги­че­с­ко­го уров­ня ра­бо­ты биб­ли­о­тек и, как след­ст­вие, по­ру­че­ние Ми­ни­с­тер­ст­ву тру­да и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия РФ вве­с­ти долж­ность «биб­ли­о­те­карь-пе­да­гог» в школь­ных, дет­ских и юно­ше­с­ких биб­ли­о­те­ках. Ми­ни­с­тер­ст­во куль­ту­ры РФ по­ру­чи­ло учеб­ным за­ве­де­ни­ям, го­то­вя­щим ка­д­ры биб­ли­о­теч­ных ра­бот­ни­ков, раз­ра­бо­тать курс «Биб­ли­о­те­карь-пе­да­гог», его про­грам­му и учеб­ни­ки.

Ме­то­ди­че­с­кое по­со­бие Ирины Ивановны Ти­хо­ми­ро­вой «Шко­ла твор­че­с­ко­го чте­ния»* рас­сма­т­ри­ва­ет чте­ние со­вре­мен­ных де­тей в све­те тра­ди­ций оте­че­ст­вен­ной пе­да­го­ги­ки и ру­ко­вод­ст­ву­ет­ся ее ос­нов­ны­ми по­сту­ла­та­ми. Это, во-пер­вых, ут­верж­де­ние К. Ушин­ско­го, что не вся­кое чте­ние по­лез­но (а мо­жет быть и вред­но), и что ре­ша­ю­щим здесь яв­ля­ет­ся во­прос, что чи­тать и как чи­тать. Во-вто­рых, ут­верж­де­ние В. Су­хо­млин­ско­го, что на­и­боль­ший эф­фект раз­ви­тию ре­бен­ка да­ет чте­ние для ду­ши — без при­нуж­де­ния.
Ис­хо­дя из это­го, ав­тор ут­верж­да­ет, что кри­зис дет­ско­го чте­ния за­клю­ча­ет­ся не в том, что де­ти ма­ло чи­та­ют (хо­тя и это есть!), а в том, что они ув­ле­ка­ют­ся так на­зы­ва­е­мой мас­со­вой куль­ту­рой. Она же за­ча­с­тую ан­ти­гу­ман­на по сво­ей су­ти, в то вре­мя как клас­си­ка, ре­ко­мен­ду­е­мая шко­лой, не вос­при­ни­ма­ет­ся де­ть­ми из-за эс­те­ти­че­с­кой не­раз­ви­то­с­ти, ко­то­рая, в свою оче­редь, яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том гло­баль­ной ошиб­ки. От­каз от вос­пи­та­ния, ха­рак­тер­ный для пост­со­вет­ско­го пе­ри­о­да, при­вел к од­но­сто­рон­не­му взгля­ду на кни­гу как ис­точ­ник ин­фор­ма­ции и при­ни­зил ее роль как сред­ст­ва фор­ми­ро­ва­ния лич­но­с­ти.
Это ба­зо­вое за­блуж­де­ние по­ро­ди­ло и оши­боч­ную ме­то­ди­ку. Ши­ро­ко бы­ту­ет мне­ние, буд­то сте­пень вли­я­ния кни­ги на ре­бен­ка все­це­ло за­ви­сит от уров­ня по­ни­ма­ния про­чи­тан­но­го, ко­то­рый оп­ре­де­ля­ет­ся уме­ни­ем ана­ли­зи­ро­вать текст, из­вле­кая нуж­ную ин­фор­ма­цию. Сот­ни по­со­бий со­зда­но на эту те­му, а ин­те­рес де­тей к кни­ге па­да­ет. По­че­му? Ав­тор убе­ди­тель­но по­ка­зы­ва­ет, что ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кий тре­нинг ва­жен, т. к. учит ана­ли­ти­че­с­ко­му мы­ш­ле­нию и вво­дит в мир на­уки о ли­те­ра­ту­ре. Но он не мо­жет быть глав­ным в ме­то­ди­ке ру­ко­вод­ст­ва дет­ским чте­ни­ем, по­то­му что не он, а со­пе­ре­жи­ва­ние вы­зы­ва­ет ин­те­рес к чте­нию и си­лу вли­я­ния его на ре­бен­ка. А уси­ли­ва­ет со­пе­ре­жи­ва­ние не ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кий, а ли­те­ра­тур­но-пе­да­го­ги­че­с­кий ана­лиз, цель ко­то­ро­го не раз­ло­же­ние тек­с­та на со­став­ля­ю­щие, а на­про­тив — син­тез и вос­соз­да­ние об­щей кар­ти­ны. Без это­го нет це­ло­ст­но­с­ти ху­до­же­ст­вен­но­го впе­чат­ле­ния, не­об­хо­ди­мо­го для эмо­ци­о­наль­но­го вос­при­я­тия про­из­ве­де­ния, как рас­ска­за о че­ло­ве­ке, об от­но­ше­ни­ях меж­ду людь­ми, о жиз­ни, — то­го, что вы­зы­ва­ет лич­ное от­но­ше­ние к кни­ге и са­мо­по­зна­ние.
Эта по­зи­ция на­и­бо­лее адек­ват­но вы­ра­жа­ет­ся в твор­че­с­ком чте­нии, ко­то­рое, по мыс­ли ав­то­ра, пред­став­ля­ет со­бой встреч­ное дви­же­ние твор­че­ст­ва пи­са­те­ля и твор­че­ст­ва чи­та­те­ля. В кни­ге И. Ти­хо­ми­ро­вой вос­пи­та­ние твор­че­с­ко­го чте­ния ре­а­ли­зу­ет­ся в бе­се­дах, в тек­с­тах, в ма­те­ри­а­лах для об­суж­де­ния, в ли­те­ра­тур­ных иг­рах (кон­кур­сах, за­да­ни­ях), с по­мо­щью ко­то­рых пе­да­го­ги, ро­ди­те­ли, биб­ли­о­те­ка­ри мо­гут раз­ви­вать у де­тей чут­кость к сло­ву, об­раз­ное мы­ш­ле­ние, уме­ние ви­деть в пер­со­на­жах жи­вых лю­дей с их ин­ди­ви­ду­аль­но­с­тью, слож­но­с­тью и мно­го­гран­но­с­тью, а так­же иден­ти­фи­ци­ро­вать се­бя с ни­ми (раз­дел «Гра­ни чи­та­тель­ско­го твор­че­ст­ва»).
Ав­тор пред­ла­га­ет сти­му­ли­ро­вать де­тей, да­вая им ус­та­нов­ку на вы­ра­бот­ку в се­бе стрем­ле­ния и уме­ния читать, а глав­ное, на по­сто­ян­ную ду­хов­ную по­треб­ность в чте­нии ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры (раз­делы «Бы­ва­ло ли та­кое с то­бой?», «Про­яви свой та­лант»). Боль­шую цен­ность пред­став­ля­ет раз­делы «Тай­на чи­та­ю­ще­го ре­бен­ка», в гла­вах ко­то­ро­го рас­кры­ва­ет­ся пси­хо­ло­гия ре­бен­ка чи­та­ю­ще­го ху­до­же­ст­вен­ную ли­те­ра­ту­ру.
Кон­крет­ная ме­то­ди­ка — выс­шая ма­те­ма­ти­ка на­ше­го де­ла. Пси­хо­ло­гия, пе­да­го­ги­ка, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние — все это для то­го, что­бы най­ти под­ход и по­вли­ять на Его Ве­ли­че­ст­во ре­бен­ка. И каж­дая на­ход­ка по­доб­на фор­му­ле. От­сю­да ис­клю­чи­тель­ная ем­кость и со­дер­жа­тель­ность по­со­бия и не­об­хо­ди­мость все­гда иметь его под ру­кой каж­до­му учи­те­лю, каж­до­му биб­ли­о­те­ка­рю.

Инесса Тимофеева, старший научный сотрудник НМО РНБ

* Ти­хо­ми­ро­ва И. И.: ВЦХТ, 2003. — 160 с.