Более двадцати лет назад автор начал создавать свои игры и сегодня они помогают детям адаптироваться в современном мире.
Некоторые массовые игры имеют свои определенные правила, а в некоторых играх участникам предлагаются несколько вариантов сценария: игра на выбывание (игрок выбывает, если три раза подряд не ответил), принцип «зайца и ежа» (кто догнал и перегнал лидера получает 2 балла, у кого равное количество очков: отвечают, кто ответил +2 балла, не ответил -1 балл), акция (когда предлагаются 3–5 тем, и каждый игрок говорит, какая тема выиграет — выигрывает тот, кто заказал победную тему и больше ответил по этой теме) и другие виды массовых игр.
В основе всех разрабатываемых мной игр лежит забота о творческом развитии ребенка. Каждая тема реализуется и в массовых и в настольных играх. Всего для развития детей я использую более 300 авторских игр. Есть игры и с правовой темой — ответ на потребность времени, в котором живем. Первую игру, которую предложил детям, я назвал «Детектив». Рассчитывал на маленьких, но подросткам она тоже нравится. Играют втроем или по 2–3 команды. В начале игры каждый ребенок выбирает дело, которое он будет вести: например, «Альфа», «Дело о кирпиче», «ЧП в полиции»…
По полю равномерно разбросаны улики трёх дел. Кто из игроков или чья команда наберет больше улик по своему делу, тот выигрывает. Игра стала любимой у детворы. Предложил второй вариант: «Дело о рабочем, строителе и учителе». Поле небольшое, всего 50–54 квадратов. Игра кончается тогда, когда один из игроков дойдет до последнего квадрата. Игра простенькая, но детям нравится и, особенно, когда соревнуются команды.
Следующая игра более серьезная — «Правовая»: ее суть — познакомить детей с правами, которые человеку гарантирует Конституция РФ при рождении, в различные возрастные периоды — в 6, 10, 14, 16, 17, 18 лет и в 21 год. Игра завершается избранием игроков либо в Государственную Думу, либо мэром города, губернатором или Президентом России. Выигрывает тот, кто больше заработает «побед»: где поставлено «±», игрок бросает кубик, и если выпала четная цифра, засчитывается «победа». Ребята от души смеются, когда попадают на квадраты: «уже мать», «уже отец» — когда мальчик попадает на поле «уже мать», а девочка — на «уже отец». Игрок выбывает из игры, если вступил в квадрат, где дается письменное согласие на лишение гражданства России.
Игра «Право в России» — массовая и настольная, предполагает прохождение участников по служебной лестнице от младшего консультанта до министра. Игрок, путешествуя во времени от древнего Новгорода до наших дней, получает баллы (в определенных местах, типа «±» и других) и, в соответствии с их количеством, «делает карьеру». Выигрывает тот, кто на момент окончания игры займет более высокую должность.
Среди учащихся старших классов популярна игра «Международные договоры и соглашения России XVI – начала XX веков». Игра начинается с создания Посольского приказа России в середине XVI в. Успех игрока зависит от того, в какой год он попал. Если в этот год был принят договор, в результате которого какие-то земли русские отошли к соседу, то игрок пропускает ход, если это год, в котором по договору Россия вернула свои исконные земли, то игрок получает 1–2 хода. Для участников игры необходимо знание истории, основ международных отношений.
Игры «Награды Мира и России» с изображением наград, которые необходимо назвать, а также «Великие разведчики», «Дорожные нарушения», «Великие дипломаты» в З-х выпусках, «Знаменитые эмигранты России», «Самые знаменитые историки России» входят в цикл правовых, так как все они в той или иной степени предполагают использование правовых понятий, лексики, а почти каждый второй персонаж в трех последних играх занимал государственные посты или был связан с законом и юриспруденцией.
Игра «Элита: правительство, крупные бизнесмены» представляет собой большое правовое и экономическое состязание в 5 выпусках. Она строится на материале сегодняшней политической и экономической ситуации в России, и позволяет в увлекательной форме познакомить детей с основными понятиями, терминами, персоналиями современной истории.
Наш опыт показывает, что актуальность содержания и сюжетного плана интеллектуальных игр чрезвычайно притягательная для ребенка. Он слышит разговоры взрослых, какие-то отрывки телевизионных передач и пытается осознать суть этой информации. И именно игра, в доступной, адаптированной форме использующая правовую, экономическую, политическую лексику, оказывает неоценимую помощь в его развитии.
Юрий Алифанов, заслуженный работник культуры РФ, г. Оренбург

