Активизация процессов развития информационного общества в России обостряет многие проблемы информационной безопасности государства, человека и общества.
Одной из серьёзных угроз для национальной безопасности России сегодня является информационная война, которая всё более активно ведётся против нашей страны со стороны стран Запада, в особенности США, а также некоторых стран Восточной Европы (Польша, Украина, страны Балтии).
Противоборство в информационной сфере мирового сообщества
Об эффективности этой войны и тому ущербу, который она наносит престижу России на международной арене, наглядно свидетельствуют многочисленные факты искажённого освещения в западных СМИ последних событий, связанных, скажем, с военной агрессией Грузии против Южной Осетии. В результате этого реакция многих стран и международных организаций на эти события оказалась неадекватной и потребовала значительных усилий со стороны руководства России по информационному противодействию. Это свидетельствует о необходимости системной организации эффективного противодействия современным угрозам для нашей страны в сфере информационного противоборства.
Русскоязычное информационное пространство в ближнем и дальнем зарубежье продолжает сокращаться в результате политики, проводимой сопредельными государствами. Прекращена трансляция телевизионных передач на русском языке в Армении и Азербайджане. На Украине запрещён показ на русском языке кинофильмов и телевизионных программ (включая кабельное телевидение). Сокращается количество русскоязычных школ в Грузии, на Украине и в странах Балтии. В то же время русскоязычное пространство за рубежом является основным условием для распространения влияния российской культуры, духовных ценностей, науки, образования и технологий в зарубежных странах, многие из которых хотели бы более активно развивать своё сотрудничество с Россией.
Информационное пространство и нравственное здоровье
Культурно-нравственные ценности и молодёжная политика. В сфере культуры и духовной жизни общества весьма актуальной остаётся проблема обеспечения национального единства России. Наиболее серьёзную угрозу здесь представляет возрастание социального неравенства между отдельными группами населения, у каждой из которых имеются свои интересы и духовные ценности, которые существенным образом различаются. Поэтому эти группы сегодня неодинаково реагируют на внешние и внутренние угрозы для национальной безопасности страны. Свидетельством тому являются результаты социологических опросов по отношению различных слоёв населения России к нападению Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года.
Большую опасность в сфере духовной жизни общества представляют сегодня угрозы, связанные с продолжающейся пропагандой потребительского образа жизни и большим количеством сцен насилия и жестокости на российском телевидении. Проблема воздействия современного информационного пространства на нравственное здоровье граждан России специально обсуждалась в Комиссии по культуре Общественной палаты РФ, где была отмечена необходимость создания в России не только общественного, но и государственного телевидения. Рассматривалась эта проблема и на Съезде школьных библиотекарей Центрального федерального округа, где было принято специальное обращение к Президенту страны с просьбой рассмотреть вопрос о разработке федерального закона «О защите общественной нравственности на телевидении», без которого обеспечить психологическое здоровье нации, в особенности её молодого поколения, практически не представляется возможным.
Неудовлетворительной является сегодня и эффективность работы по формированию у подрастающего поколения и поддержанию в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и ответственности за судьбу страны. В Доктрине информационной безопасности РФ эти угрозы выделены в качестве основных, однако предпринимаемых мер по их нейтрализации явно недостаточно.
Медленно выполняются работы по использованию ИКТ для сохранения культурного наследия России. До сих пор не начата работа по обеспечению сохранности российского цифрового культурного наследия, хотя Россия присоединилась к соответствующей хартии ЮНЕСКО еще в 2002 году.
Государственная политика обеспечения информационной безопасности России
Комплексный характер проблем информационной безопасности и высокая динамичность процессов в информационной сфере общества требуют координации совместных действий государства, бизнеса и гражданского общества в области обеспечения информационной безопасности. Для решения этой задачи необходима разработка Стратегии обеспечения информационной безопасности России на период до 2020 года, в которой должны быть определены цели, задачи и контрольные показатели мер противодействия современным информационным угрозам. В настоящее время такая Стратегия отсутствует, а мониторинг ситуации в данной области не осуществляется.
Активизация процессов развития информационного общества в России обостряет многие проблемы информационной безопасности государства, человека и общества и требует адекватных мер противодействия не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также на уровне корпораций, предприятий и общественных организаций практически во всех сферах социальной активности общества. С этой целью необходима организация соответствующей просветительской работы в обществе, а также решение задач кадрового обеспечения информационной безопасности.
Уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования ИКТ-технологий в общественном производстве, государственном и региональном управлении ещё не соответствует задачам инновационного развития страны, повышения её конкурентоспособности, диверсификации экономики, повышения благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности. По основным показателям Россия существенно уступает развитым странам мира, и это отставание продолжает нарастать.
В ближайшие годы необходимо сосредоточить усилия на устранении инфраструктурных диспропорций между центром и регионами с тем, чтобы снизить остроту проблем «цифрового неравенства» и «информационной бедности» в России. Ключевую роль в решении этих проблем должны сыграть региональные программы информатизации, внедрение соответствующих образовательных стандартов и программ, развитие непрерывного образования. Необходимо также правильно организовать рынок информационных услуг, сделать его по-настоящему конкурентным.
По оценкам специалистов, надежды, связанные с развитием ИКТ, удешевлением оборудования и программных средств, пока себя не оправдали. Исследования показывают, что информационное неравенство не только межу отдельными людьми, но и между регионами в процессе развития информационного общества быстро нарастает и может стать одной из причин углубления социального неравенства. В то же время в стране всё ещё не налажено производство собственной конкурентоспособной продукции микроэлектронной промышленности, телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники. В результате этого зависимость развития российской информационной инфраструктуры от поставок зарубежных ИКТ, по оценкам специалистов, является слишком высокой.
Система образования ещё не обеспечивает в необходимом объёме качественное воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в условиях постиндустриального развития и становления информационного общества, основанного на знаниях. Уровень компьютерной грамотности и информационной компетентности преподавателей образовательных учреждений, в особенности общеобразовательных школ в сельской местности, является сегодня чрезвычайно низким и не обеспечивает эффективного использования современных ИКТ и электронных образовательных информационных ресурсов общества.
Школьные библиотеки ещё не стали современными центрами информационной поддержки образовательного процесса, а их работники не имеют педагогического статуса и соответствующего уровня оплаты труда. Стандартизация информационно-библиотечного обслуживания учащихся сегодня отсутствует.
Существующая законодательная и нормативная правовая база в информационной сфере общества ещё не соответствует современным требованиям, а работы по её формированию ведутся очень медленно.
Планирование работ по развитию информационного общества. Несмотря на то, что Стратегия развития информационного общества в России на период до 2015 года утверждена Президентом страны ещё в феврале 2008 г., разработанный Правительством РФ План реализации этой Стратегии до сих пор не согласован и не введён в действие. Экспертная оценка содержания проекта этого Плана, выполненная специалистами РАН в апреле 2008 г., показала, что он представляет собой набор фрагментарных мероприятий, слабо между собою связанных и не нацеленных на достижение заданных в Стратегии контрольных значений показателей развития информационного общества к 2015 году. Механизмы и этапы достижения этих значений в Плане не показаны. Это особенно тревожно, поскольку многие показатели Стратегии достижимы лишь при очень интенсивной их реализации. Сроки выполнения ряда мероприятий Плана неоправданно затянуты и содержат лишь подготовку докладов в Правительство по отдельным вопросам, а не проведение самих мероприятий.
Практически полностью отсутствует кадровая составляющая реализации Стратегии развития информационного общества в России. Кроме переподготовки учителей информатики и модернизации программ обучения информатики в школах, никаких других мероприятий в Плане не предусмотрено. В то же время страна испытывает острый недостаток специалистов в области информатизации общества и развития информационного сектора экономики. Отсутствует раздел, предусматривающий создание экономических стимулов развития информационного общества в России. Не предусмотрена корректировка действующих региональных и ведомственных программ информатизации с целью их согласования с основными положениями Стратегии развития информационного общества и заданными в ней контрольными значениями показателей. В то же время План содержит целый ряд мероприятий ведомственного характера, напрямую не связанных с реализацией Стратегии развития информационного общества в России.
В сфере науки и образования. Несмотря на принимаемые государством меры по повышению уровня оплаты труда научных работников и преподавателей, остаётся острой проблема преемственности поколений в науке и образовании. Снижается уровень общей образованности российского общества. По данным Минобрнауки РФ, четверть выпускников общеобразовательных школ в 2008 году показали неудовлетворительную подготовку по математике. Качество государственных образовательных стандартов и учебников в школах во многом не отвечает современным требованиям, особенно в области базовых дисциплин (математики, физики, русского языка и литературы, истории, информатики).
Содержание образования в целом ещё не ориентировано на новые условия существования человека в информационном обществе, а социальные аспекты информатизации общества, в том числе проблемы информационной безопасности, в системе образования практически не изучаются. Не развёрнуты работы по формированию новой информационной культуры личности и общества, адекватной современным требованиям. Отсутствует ясное понимание закономерностей влияния ИКТ на качество образования, подкрепленное соответствующими индикаторами и системой мониторинга.
В социальной сфере общества сохраняется значительное неравенство в доступе к информации и современным ИКТ различных групп населения и регионов, которое является важным фактором, тормозящим социально-экономическое развитие общества и повышение качества жизни населения. Формирование единого информационного пространства страны происходит медленно и не компенсирует «цифрового неравенства» между социальными и региональными группами населения. Это усиливает социальное расслоение общества и является одной из угроз для национальной безопасности.
Основные задачи и меры обеспечения информационной безопасности России на ближайшие годы
Для координации совместных действий государства, бизнеса и гражданского общества в области обеспечения информационной безопасности представляется необходимым разработать Стратегию обеспечения информационной безопасности России на период до 2020 года, в которой должны быть определены приоритетные цели, задачи и контрольные показатели мер противодействия информационным угрозам. Стратегия должна предусматривать организацию системного мониторинга ситуации в сфере информационной безопасности и подготовку ежегодного Национального доклада правительства России по этой проблеме Президенту России и Совету Безопасности РФ.
Правительству РФ необходимо доработать и представить в Совет по развитию информационного общества План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, в котором должны быть предусмотрены следующие основные мероприятия:
• организация мониторинга развития информационного общества в России и в её отдельных регионах с оценкой степени достижения контрольных значений показателей, определённых Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации;
• подготовка ежегодного Национального доклада правительства РФ по развитию информационного общества и его представление Совету по развитию информационного общества при Президенте РФ;
• разработка программы кадрового обеспечения реализации Стратегии развития информационного общества в России;
• разработка Концепции и программы обеспечения доступа населения России к социально значимым информационным ресурсам;
• внесение изменений в программы информатизации регионов, министерств и ведомств РФ для обеспечения реализации Стратегии развития информационного общества в РФ;
• разработка программы развития технопарков ИКТ при крупных ВУЗах;
• разработка Концепции библиотечного обслуживания учащихся и программы информатизации школьных и сельских библиотек, их подключения к сети Интернет;
• разработка Концепции и программы формирования новой информационной культуры личности и общества, а также соответствующей просветительской работы;
• создание общественно-государственного фонда поддержки социально значимых информационных ресурсов;
• выполнение планов по подключению в 2009 году всех населённых пунктов страны к системе стационарной телефонной связи, а также по созданию точек коллективного доступа в Интернет в населённых пунктах с численностью жителей более 500 человек;
• внесение корректив в национальные проекты «Образование» и «Здоровье», а также в ФЦП «Электронная Россия» с целью усиления их информационных компонентов;
• проведение в обществе компании, разъясняющей значение, цели и задачи формирования в России информационного общества. Представляется целесообразным провести по этим вопросам совместные слушания обеих палат Федерального Собрания РФ, Совета по развитию информационного общества и Общественной палаты РФ.
В сфере науки и образования необходимо сформировать программу массовой переподготовки преподавателей школ и работников школьных библиотек, с целью обеспечения необходимого уровня их компьютерной грамотности и информационной компетентности для эффективного использования ИКТ и электронных информационных образовательных ресурсов общества и приступить к практической реализации этой программы. Нужно внести необходимые коррективы в Программу модернизации российского образования с учётом основных положений Концепции формирования информационного общества в России, обратив особое внимание на повышение качества педагогического образования. Информатизация сферы образования вновь должна стать приоритетным направлением этой Программы. При этом должны быть разработаны и реализованы механизмы зависимости объёма финансирования информатизации образования от её эффективности.
В области правового обеспечения информационной безопасности необходимо активизировать работу по формированию системы правового обеспечения информационной безопасности. В первую очередь следует рассмотреть и принять уже подготовленные проекты законов, перечисленных выше. Нужно ускорить работу над проектом Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» в части регулирования деятельности библиотек образовательных учреждений. Кроме того, необходимо ввести в текст Федерального Закона «Об обязательном экземпляре документов» ряд поправок, регламентирующих поставку обязательных экземпляров документов в электронной форме, с целью правового обеспечения работ по формированию национального электронного информационно-библиотечного фонда социально значимой информации.
Анализ возможностей и проблем перехода современной России на путь инновационного развития показывает, что эти проблемы связаны главным образом с состоянием и использованием человеческого и интеллектуального потенциала нашей страны. Это сложная комплексная проблема, для решения которой необходимо использовать ресурсы всего нашего общества и, прежде всего, его духовный потенциал.
Поэтому роль библиотечного сообщества России в решении данной проблемы может и должна быть существенно более весомой, чем это имеет место сегодня. В библиотечной сфере у нас накоплен колоссальный интеллектуальный потенциал. Он формировался десятилетиями и в новых условиях информационного общества должен быть снова востребован, по достоинству оценён и эффективно использован.
Сегодня для этого появляются новые возможности, которых никогда ранее не было. Мы все уже живём в другую эпоху — эпоху глобализации и формирования общества знаний. Она уже наступила для многих стран мирового сообщества, и Россия, безусловно, должна быть в их числе.
Константин Константинович Колин, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, Москва
* Окончание. Начало в №14 (104)
1. Колин К. К. Формирование информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности// Вопросы искусственного интеллекта (Вестник НСМИИ РАН). — №1. — 2008. — С. 18–26.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждённая Президентом РФ 09.09.2000 г., №Пр-1895 // Российская газета.— 2000. — 29 сент.
3. Стратегия развития информационного общества в России на период до 2015 года // Открытое образование. — 2008. — №4.
4. Рейтинг готовности к электронному развитию (E-readiness rankings 2008), подготовленный международной исследовательской компанией The Economist Intelligence Unit, входящей в состав Economist Group.
5. Анализ развития и использования ИКТ в субъектах Российской Федерации: Аналитический доклад. — М.: Институт развития информационного общества, 2008. — 240 с.
6. Соколов И. А., Колин К. К. Новый этап информатизации общества и проблемы образования.// Информатика и её применения. — 2008. — Т.2. Вып. 1. — С. 34–43.
7. Колин К. К. Преемственность поколений как гуманитарная проблема развития России // Профессиональный учебник. — №1. — 2008. — С. 2–7.

